Работа в сфере лизинговых и финансовых услуг примечательна тем, что позволяет изучать и анализировать деятельность сотен крупных, средних и мелких предприятий из различных отраслей. Подход к ведению бизнеса и отчетности - у каждого свой. И он напрямую влияет на успехи и ошибки.

Читай также: Сергей Васьков: Первый шаг к длинным деньгам и фондовому рынку

Бытует мнение, что бизнес в Украине вести очень тяжело, налоговое бремя невыносимо и если заплатишь все налоги - обязательно получишь убыточный бизнес. Рядовой украинец убежден, что прибыльный бизнес - обязательно схемный.

Мне, равно как и многим предпринимателям, всегда странно слышать такие тезисы. Я с ними категорически не согласен.

Анализируя деятельность сотен украинских предприятий на протяжении вот уже восьми лет, мы видим типичные ошибки, которые ведут к проблемам и к банкротству.

Читай также: Как предпринимателям реагировать на проверки госорганов

Пару лет назад мы даже составили шуточный список сигналов, по которым предсказывали с высокой долей вероятности задержку платежей или дефолт заемщика. В 100% случаев причина тому - осознанные шаги собственников или управленцев бизнеса, а никак не наезд контролирующих органов или форс-мажор.

Вот простые практичные советы для начинающих предпринимателей и малого и среднего бизнеса, которые уберегут вас от типичных ошибок и краха предприятия.

1. Платите налоги. Все

Никогда не связывайтесь з “обнальными” схемами и конвертаторами.

Соблазн оптимизировать налоги и получить на руки наличку очень высок и, увы, доступен в нашей стране. Но все “обнальщики” рано или поздно попадаются, а дальше все контрагенты идут по цепочке. Вы гарантировано получите проблему с налоговой рано или поздно. Но средняя периодичность провала схемы -  примерно раз в год.

Читай также: Первый штраф пошел: предприятие попалось на махинациях с зарплатами

Поверьте, игра не стоит свеч. Совсем. Схемы кажутся надежными, пока Вы не приходите к пониманию, что их большую часть придумали сами налоговики.

2. Следите за каждым документом

Всегда серьезно относитесь к бухгалтерским документам. Не откладывайте их получение и правильное оформление на потом. На практике это не так просто как может показаться.  Даже крупные компании допускают ошибки в актах, счетах и т.д. Не говоря уже о стартапах, которые всегда откладывают все на потом.

Что бы не иметь проблем с налоговой – внимательно следите за тем, что бы Ваши контрагенты правильно и вовремя отписывали вам все документы.

Читай также: Как правильно оформить аренду офиса

Претензии ДФС не кажутся серьезной проблемой, если вы с ними не сталкивались.

3. Не работайте с компаниями одиозных бизнесменов и политиков

В Украине есть ряд ярких личностей, с которыми дела мелкому и среднему бизнесу не стоит вести никогда. Мы несколько раз убеждались в этом на примере клиентов. Они попадали в серьезные проблемы,

подписывая контракт с компаниями очень известного бизнесмена и не менее известного политика. Контракты всегда были крупные и интересные. Но оплата вовремя по ним не поступала никогда.

Зачастую компании, принадлежащие крупным бизнесменам или политикам, имеют особые отношения с чиновниками и судьями, что сильно затруднит получение с них средств по выполненным контрактам. Стоит детально проверить компанию, перед заключением контрактов на предмет судебной практики.

Читай также: Украинскому бизнесу хотят сократить штрафы

4. Всегда боритесь с коррупцией

Никогда не давайте взяток представителям ДФС и контролирующих органов. Особенно, если вы правы. Однажды наша компания столкнулась  с необоснованными требованиями по факту проверки налоговой. И буквально через несколько дней начали поступать предложения “все уладить”. Мы выбрали судебный путь, так как были уверены в своей правоте (смотри пункт 1). В итоге спустя два года мы выиграли все суды. Без единой взятки.

У наших коллег был случай, когда представители их регулятора сходу потребовали взятку, даже не преступив к проверке. Коллеги не растерялись и привлекли МВД. Теперь представители регулятора давно у них не появлялись.

5. Нанимайте компетентного юриста

Читай также: Фискальная служба проверит закрывшиеся ФОПы

Пользуйтесь услугами только проверенных юридических компаний или опытных юристов. Грамотный юрист способен избавить вас от множества проблем (в том числе и от тех, о которых пойдет речь ниже). Никогда не прибегайте к услугам дилетантов. Они обходятся дороже. А хороший юрист полезен не только при спорах с государственными органами, но и при подписании любого договора или контракта.  

У нас в компании не просто юрист, а кандидат юридических наук, адвокат и доцент в одном лице. Если нет возможности содержать хорошего юриста в штате - подпишитесь на обслуживание надежной юридической компании.

6. Управляйте своим бизнесом сами

Не стоит наделять Вашего директора неограниченными полномочиями. Особенно на подписание кредитных договоров и контрактов на суму свыше  1 млн гривен. Мы были свидетелями многих случаев от банального воровства денег, до попыток рейдерского захвата предприятия директором. Вникайте в дела компании. Не доверяйте никому клиент банк, и всегда читайте протоколы, которые подписываете.

Читай также: Как присваивают КВЭД в Украине по новым правилам

7. Оформляйте отношения с сотрудниками

Малый бизнес не может себе позволить службу безопасности, которая бы проверяла сотрудников. Поэтому кроме официального оформления в штат или подписания трудового договора, стоит подписать еще и соглашение об ответственности за имущество, о неразглашении конфиденциальной информации. Ну, а напоминать о том, что стоит иметь копию паспорта сотрудника и попросить его заполнить анкету с личными данными не стоит, правда ведь?

8. Не работайте с “решалами” и “ходаками”

Если Вы намерены работать с государственными копаниями, господрядами или просто крупными компаниями Вам на пути наверняка попадутся люди важного вида, оперирующие громкими фамилиями, обещающими “решить вопрос”. Их легко идентифицировать по аксессуарам “Zilli”. Сюда же можно отнести  кредитных и страховых брокеров. Гоните их прочь. Зря потраченное время и деньги.

Читай также: Какие проблемы окружили предпринимателей с начала года

Получить контракт с крупными и государственными компаниями намного проще, чем кажется на первый взгляд. И посредники Вам не помогут. А только грамотно составленные документы на участие в тендерах и выгодное предложение.

9. Выбирайте банк не по удобству, а по надежности

Что бы вам не рассказывал знакомый зампред или начальник отделения банка, помните: они не в ответе за ваши деньги. При открытии счета всегда изучайте отчетность банка и его финансовую стабильность. Помните – деньги компаний не покрываются ФГВФЛ. И Вы даже не представляете сколько денег безвозвратно потерял бизнес в выведенных с рынка страны банках. Многие малые и средние предприятия с огромным трудом пережили эти потери.

10. Копайте под своих контрагентов

Читай также: Украинский бизнес активно жалуется на правительство

Если Вы отгружаете товар или оказываете услугу с отсрочкой платежа – десять раз проверьте контрагента. Даже если вы уже имели с ним дело. Сейчас достаточное количество открытых баз (от бюро кредитных историй, до баз судебных решений) по которым можно проверить контрагента. Повод насторожиться – суды с поставщиками, просрочки по кредитам, смена директора или собственника.

11. Третейский суд самый гуманный

Или как минимум самый беспристрастный и быстрый. Попробуйте прописывать третейскую оговорку в контрактах с вашими контрагентами. Это удобно и избавит вас от многих “прелестей” украинской судебной системы.

Специфика ведения бизнеса в Украине уникальна. Это знает любой, кто попробовал заниматься бизнесом. Но она не так ужасна, как может показаться, если соблюдать эти правила. Не следуйте стереотипам, они не находят отражения в реальной жизни.

Читай также: Украинский бизнес сможет изменить себе налоги

Если не совершать типичных ошибок, то вполне можно зарабатывать и даже получать удовольствие от своего дела.

Финансист и управляющий партнер лизинговой компании ЭСКА Капитал Сергей Васьков.

Текст является личной точкой зрения автора.