Глобальная проблема украинского стартап-сообщества в том, что проектов на стадии идей – огромное количество. Но в момент перехода “от слов к делу“ многие теряются. Причина тому – финансовые сложности.

Читай также: Как открыть свое дело без стартового капитала

Да, на каком-то этапе мы в Noosphere стали выдавать местным стартапам билет в жизнь, что и было нашей начальной целью. Другое дело, что каждый использовал этот билет по-своему. Например, после того, как на базе Noosphere Engineering School был разработан комплекс управления огнем артиллерии ArtOS, мы активно исследовали рынок вооружения. Оказалось, что производственные процессы дешевле запускать в Чехии. И это не говоря о бюрократических аспектах.

Но поскольку сам проект не рассматривался как коммерческий, мы его реализовали в Украине без оглядки на те аспекты, которыми вообще-то не пренебрегают при построении бизнеса. Проект Araned, призванный улучшить образовательный процесс в медицинской сфере, получил порядка 5000 упоминаний в СМИ в тот год, был темой более 50 ТВ-сюжетов, участвовал еще в нескольких стартап-конкурсах, но по итогу так и остался “на бумаге“.
И, несмотря на ряд сложностей, с которыми мы сталкивались при организации конкурса, начиная от проблем с популяризацией и заканчивая поиском специалистов для качественного отбора заявок в финал, мы всегда верили, что делаем пусть маленькое, но значимое для государства дело.

Ведь мы не просто проводим конкурс, а выстраиваем экосистему, благоприятную для развития инженерии. На базе лабораторий Noosphere студенты могут создавать проекты, а затем презентовать их на конкурсе. Согласно нашему представлению, интерес к инженерии должен прививаться еще в детстве. С этой целью мы два года подряд проводили фестиваль робототехники BestRoboFest и неоднократно выходили к Государственному космическому агентству Украины, предлагая взять в аренду Национальный центр аэрокосмического образования молодежи Украины им. А.М. Макарова в Днепре и сделать на его базе экспериментариум по образу и подобию Exploratorium в Сан-Франциско.

Несколько раз, начиная с 2015 года, презентовали проект, подавали детализированные сметы и гарантийные письма, что готовы вложить необходимую сумму, указывали сроки запуска проекта. Но на очередное письмо-запрос в ГКАУ в сентябре текущего года ответ мы так и не получили. Причем, у нас шел переговорный процесс, а друзья из Google обещали посодействовать, что в 2018 году в качестве членов жюри конкурса Украину посетят Сергей Брин и Ларри Пейдж. Но ГКАУ возглавил пришлый чиновник, который  проигнорировал все предварительные договоренности и меморандумы, заставив нас сомневаться в том, что выстраивание экосистемы в Украине имеет смысл и ценность для государства.

При этом все Vernadsky Challenge мы проводили именно в указанном центре. Было бы странным организовывать конкурс инженерных стартапов в Театре оперы и балета или в конференц-залах отелей. Это при том, что центр не отапливается, а его крыша несколько раз протекала и давно нуждается в ремонте. И даже несмотря на то, что в 2015 году мы там чуть не заморозили Янику Мерило, заместителя мэра Днепра, а в 2017 году – Джейми Хайнемана, легендарного ведущего программы “Разрушители мифов“.

Хотя по большому счету нам не составило бы труда переехать на другую площадку. Но уже не в рамках Украины, а скажем, сразу в США.

Читай также: Где найти тракториста, или о чем говорят аграрии

Сейчас мы берем паузу в проекте Vernadsky Challenge. Все поступившие на конкурс заявки будут переданы в инвестиционный фонд Noosphere Ventures. К сожалению, в случае работы с фондом речь не будет идти о гранте. Ведь в фонде есть и другие партнеры, для которых социальные проекты не имеют особой ценности.

Хотя, возможно, от проведения финала конкурса в США его участники даже выиграют: попасть в стартап-среду Калифорнии - полезный опыт. Но при этом варианте остальные украинцы будут лишены уникальной по сути возможности прийти в качестве зрителей и пообщаться со звездными членами жюри.
Мы никогда не продавали билеты на свои ивенты, и это был действительно доступный шанс увидеть живые легенды стартап-индустрии. С другой стороны, в неотапливаемом зале зрители никогда и не задерживались, в чем их сложно упрекнуть.

Руководитель украинского представительства компании Noosphere Ventures и со-основатель Noosphere Engineering School.

Текст является личной точкой зрения автора.