В начале ноября Верховная Рада приняла законопроект №1581-д, который смело можно назвать ключевым шагом в сторону рыночной реформы ЖКХ.
Читай также: Плата за сети и пеня по долгам: чего ждать украинцам от нового закона о коммуналке
Закон внедряет типичные виды договоров, которые позволят владельцам недвижимости в многоквартирных домах самостоятельно выбирать модель предоставления им коммунальных услуг. Например, жильцы смогут договариваться с управляющей компанией о стоимости услуг и делегировать ей часть функций по управлению общим имуществом дома.
Вдобавок он содержит нормы, предусматривающие ответственность за отсутствие коммунальных услуг или некачественное их предоставление, благодаря чему у потребителей появится механизм защиты своих прав.
Также в законе прописан механизм, который касается монетизации субсидий на предоставление жилищно-коммунальных услуг. В итоге потребитель, который имеет право на субсидию, сможет получать непосредственно деньги на оплату ЖКХ, а не скидку на услугу. Это даст возможность совладельцам домов свободно распоряжаться средствами, стимулировать экономное использование ресурсов и проведение энергоэффективных мероприятий.
Помимо этого, закон нормирует порядок предоставления услуг по управлению домом, что ранее не было урегулировано юридически.
Согласно новому закону на рынке ЖКХ будет только трое участников: потребители (владельцы квартир), управляющие компании и компании –поставщики услуг. Потребитель может быть индивидуальным (то есть каждый житель дома), и коллективным (ОСМД как юрлицо, которое объединяет совладельцев многоквартирного дома). Управляющим многоквартирного дома может выступать компания (юридическое лицо) или физическое лицо-предприниматель, которое предоставляет услуги по управлению домом на основании договора с совладельцами этого дома. Основная функция управляющего – обеспечение надлежащих условий проживания и удовлетворения хозяйственно-бытовых нужд, содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома и придомовой территории.
Формы договоров, которые будут заключаться между потребителями и управляющими, должен утвердить Кабинет Министров. Причем, в законе прописаны обязательные услуги, которые предоставляет управляющий, и дополнительные. К обязательным относится все, что связано с содержанием дома и окружающей его территории. Среди них – уборка придомовых площадей и помещений, обслуживание лифтов, закупка электроэнергии, проведение текущего ремонта. Дополнительные услуги могут быть включены в договор по обоюдному желанию сторон. Например, сдача в аренду нежилых помещений, проведение капитального ремонта.
Совладельцы дома могут договориться на собрании, выбрать управляющего и делегировать от себя представителя, который от имени жильцов подпишет договор. Если в доме уже создано ОСМД, и совладельцы хотят часть или все функции по управлению передать управляющему, то договор с управляющим подписывает председатель ОСМД.
Читай также: Оснований для роста тарифов на коммуналку нет - Гройсман
Если ОСМД нет, и совладельцы дома не проявляют инициативу по найму управляющего, его назначает муниципалитет на основе конкурса. А договор с управляющим подписывает уполномоченное лицо органа местного самоуправления.
Договор о предоставлении коммунальных услуг и договор о предоставлении услуг по управлению домом заключается на один год, но автоматически продлевается, если жильцов все устраивает.
В случае, когда управляющий не справляется с возложенными на него обязанностями, совладельцы вправе инициировать досрочное расторжение договора о предоставлении услуг по управлению.
Если же управляющий был избран на конкурсе органом местного самоуправления, совладельцы могут отказаться от его услуг и самостоятельно выбрать другого управителя, уведомив об этом за два месяца.
Хотя в целом закон начнет действовать с лета 2018 года, его отдельные нормы вступят в силу только с 1 января 2019 года. Речь идет о начислении пени в случае несвоевременной оплаты ЖКХ в размере 0,01% за каждый день просрочки и взыскании штрафов с потребителей коммунальных услуг за превышение нормативных сроков проведения аварийно-восстановительных работ.
Председатель комитета ЖКИ, благоустройства, экологии и охраны окружающей среды Общественного Совета при КГГА