Cамая главная проблема для бизнеса в действиях налоговой милиции заключалась в том, что силовики проводили следственные действия на основании еще не законченных проверок. Предложенная нами концепция Национального бюро финансовой безопасности предполагает, что сам по себе акт проверки не будет являться основанием для начала уголовного производства. Иными словами, дело будет заведено лишь в том случае, если налогоплательщик не докажет свою правоту и ему вменят ст. 212 Уголовного кодекса (уклонение от уплаты налогов).
Кроме того, сейчас инспектор не очень беспокоится о том, будет ли плательщик обжаловать его выводы по результатам проверки или нет. В будущем для ревизора это станет делом чести, так как ему придется разбираться с налогоплательщиком и доказывать свою позицию без помощи правоохранительных органов. Это важная деталь, которую в процессе имплементации новых норм ощутит на себе весь бизнес.
Читай также: Нина Южанина: НнВК придет, упрощенка останется
Аналитические сотрудники бюро будут проводить сбор и обработку больших массивов информации с использованием современных методов криминального анализа, которые позволят обнаружить, в каких налоговых схемах и системных нарушениях задействован налогоплательщик. И только если такая информация собрана в соответствии со всеми процедурами, без нарушений, она может являться основой для открытия уголовного производства.
Популисты говорят и продолжают говорить, что в структуре Нацбюро финансовой безопасности вообще не должно быть силового блока. Это неправда, и это неправильно. Потому что если даже 2/3 персонального состава бюро – детективы-аналитики, то нам все равно нужно следственно-оперативное управление, которое будет заниматься теми преступлениями, которые выявляет аналитический блок. Без этого мы не сможем обеспечить максимально эффективную борьбу с экономической преступностью. При этом мы взяли за основу опыт Литвы и Румынии. Там силовые подразделения имеют четко определенный перечень функций, и налогоплательщики об их существовании не подозревают, пока не нарушают закон.
Так и в законопроекте о Нацбюро: в нем дано определение каждому действию детектива-аналитика, всем функциям и процедурам. Мы это сделали намеренно, чтобы эксперты увидели, что на самом деле суть и идеология НБФБ – именно аналитическая работа. И самым важным для нас было определить роль и значение человека новой специальности “детектив-аналитик“.
Также в законопроекте прописана подследственность бюро. Если говорить вкратце, то полномочия по расследованию экономических преступлений, которыми обладает Национальная полиция, теперь переходит в бюро финбезопасности. В то же время, подследственность СБУ не будет делегирована бюро, так как преступления, находящиеся в ведении Службы безопасности, связаны с контрабандой оружия, наркотиков, терроризмом. То есть к экономике они, по сути, отношения не имеют. Но часто проверки и следственные действия, проводимые СБУ, безосновательно распространяются и на налогоплательщиков. Поэтому мы предложили изменения в Уголовно-процессуальный кодекс, согласно которым процессуальный прокурор обязан будет в течение 24 часов определять подследственность. То есть, если СБУ начинает проверку в рамках своей подследственности, но затем заходит на ту “территорию“, за которую отвечает Нацбюро, процессуальный прокурор обязан определить подследственность и передать все материалы в НБФБ. Это единственный способ защитить бизнес от избыточного давления со стороны правоохранительных органов.
И в продолжение этого как раз будет завершена ликвидация так называемого подразделения “К“ (управление СБУ по борьбе с коррупцией и организованной преступностью – прим. ред.). Оно останется при СБУ только в том виде, в котором нужно исключительно для выполнения ее функций. Перед нами Президент ставил задачу: ограничить вмешательство любых силовых структур в работу бизнеса. И ее мы реализовали через юридически правильные нормы. А прописать в законопроекте “в лоб“ ликвидацию подразделения “К“ – это было бы просто невежество.
Что очень важно сделать – это в кратчайшие сроки провести обсуждение законопроекта с ключевыми ассоциациями и активистами. Я сейчас собираю все комментарии со своей страницы в Facebook по поводу НБФБ и буду реагировать на те, которые написаны специалистами, прочитавшими проект закона. Хотя на сегодня каких-то острых замечаний или критики нет. В ближайшее время у меня вместе с группой специалистов, которые работали над проектом закона, запланированы встречи с профильными ассоциациями, чтобы услышать замечания, обсудить их и может быть внести в документ необходимые поправки. Ведь буквально в течение двух недель законопроект о Нацбюро финрасследований (ориентировочно до 19-20 марта – прим.ред.) должен быть подан президентом в Верховную Раду.
Нина Южанина
Читайте полную версию статьи в журнале “Деньги“ № 5 от 15 марта 2017 года. Номер можно купить онлайн.
Придбати журнал “Гроші“ №5 від 15 березня 2017 року українською мовою.
Новости от Деньги.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/dengiua