Как мне кажется, истинная цель инициативы Кабинета министров по переводу бизнеса на современные устройства, которые будут выполнять функцию РРО, - добиться полной фискализации и легализации всех расчетов. И хотя на данный момент в правительстве открыто не говорят о том, чтобы заставить всех предпринимателей пользоваться кассовыми аппаратами, нужно понимать, что анонсированный Кабмином пилотный проект - лишь начало этого процесса.

Читай также: Сезон и бизнес: Как получать прибыль круглый год

Вообще, в самой идее перейти на гаджеты ничего плохого нет. Такой шаг позволит избавиться от архаичных кассовых аппаратов и значительно повысит удобство расчетных операций. Другой вопрос, какой будет ее реализация на практике.

В правительстве и в Министерстве финансов заблуждаются по поводу того, что контроль операций позволит полностью “обелить“ обороты бизнеса. Ведь причины, почему предприниматели уходят в “тень“, гораздо глубже. Это и чрезмерная фискальная нагрузка, и регуляторное давление, и неэффективная судебная система. Поэтому, нужно в первую очередь заниматься решением этих проблем, а не насаждением РРО всем и каждому.

Читай также: Александра Томашевская: Включайтесь, иначе обойдутся без нас

На сегодня и малый, и крупный бизнес видит для себя определенные риски, связанные с переходом на новейшие технологии в сфере наличных расчетов. Общая для всех проблема - несовершенное законодательство по кассовой дисциплине, неадекватная ответственность за нарушения в сфере РРО. Кроме этого, остается вопрос стоимости программных и технических комплексов. Например, для торговых сетей будет особенно острой проблема состыковки используемых программных продуктов с новыми программами учета, а также судьба “старых“ моделей РРО, стоимость которых значительна. Важным является и тот факт, что сфера использования кассовых аппаратов находится на стыке разных институтов системы права Украины, на стыке разных органов, которые методологически определяют суть документирования операций. Речь идет о книге учета расчетных операций, которая используется с одной стороны как документ для учета расчетных операций, и как документ учета кассовых операций, который находится в компетенции НБУ. Цена вопроса - штраф в размере пятикратной суммы неоприходования. Учитывая, что “законодателем мод“ выступает КМУ, возникает вопрос: почему во всем этом не участвует НБУ?

То есть остаются вопросы, кто займется разработкой и внедрением соответствующих программных и программно-технических комплексов, и кто на это выделит деньги. Неясно и то, кому будет принадлежать программное обеспечение. По логике, оно должно находиться в собственности государства. Иначе мы наступим на те же “грабли“, что и M.E.Doc (в июле 2017 г. разработчиков этого ПО обвинили в том, что оно стало источником распространения вируса Petya).

Читай также: Как реализуют проект по внедрению электронных чеков

Также важно, сколько за это заплатит бизнес. И не только за сами устройства. Потребуется перенастройка программного обеспечения, все равно будут обновления, какая-то техническая поддержка, которую явно не сможет оказывать Государственная фискальная служба. А значит, эту функцию на себя возьмут сторонние организации.

Кроме того, очевидно, что программное обеспечение обязательно потребует доработки, поэтому на первых порах однозначно будут сбои. Соответственно, возникает проблема штрафных санкций. И есть риск, что бизнесу попросту придется платить за “сырость“ этого ПО.

Еще довольно странно выглядит требование внести в реестр РРО программные и программно-технические комплексы, которые успешно пройдут тестирование в рамках пилотного проекта. Но какой в этом смысл? Ведь, по сути, должны быть лишь требования к носителям, на которых будет использоваться программное обеспечение для проведения кассовых операций, и все. Если же речь идет о реестре, то сразу же становится очевидным, что ПО все-таки принадлежит не государству, а каким-то компаниям, которые непонятно с кем аффилированы и в чьих интересах действуют. При этом напрашивается логичный вопрос: почему тогда программы для сдачи отчетности не заносятся в реестр, а бизнес сам выбирает тот софт, который ему подходит?

Читай также: Смартфон вместо кассового аппарата: как это будет

Вообще, насколько мне известно, против отказа от традиционных кассовых аппаратов активно выступали (и выступают) их производители. И не исключено, что требование вносить устройства в реестр - это результат лоббирования интересов производителей РРО, без чего они этот проект попросту заблокировали бы. То есть я вижу очередную попытку хоть как то, но ограничить рынок и допустить на него “свои“ компании.

Поэтому, поддерживая начатые правительством процессы, важно не допустить спешку, обеспечить мягкий и наименее затратный переход на новые технологии.

Юлия Дроговоз

Новости от Деньги.иа в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/dengiua