Алексей Кривцов, член Межведомственной рабочей группы по вопросам реализации инновационных технологических решений для регистрации расчетных операций - о перспективах перехода с кассовых аппаратов на гаджеты и о том, кто мешает внедрению электронных чеков.
Читай также: Кассовая борьба: Кто давит бизнес проверками расчетно-кассовой дисциплины
За последние два года расширился круг субъектов, которые обязаны использовать кассовые аппараты. Добавились плательщики единого налога, торгующие сложными бытовыми товарами, медицинскими препаратами и изделиями медицинского назначения. Также вступило в силу новое положение о порядке соблюдения кассовой дисциплины в национальной валюте, а осенью 2018 года
Минфин внес изменения в порядок регистрации и использования РРО (кассовых аппаратов. - Ред.). Кроме того, стартовал пилотный проект по регистрации и эксплуатации новых моделей программных и программно-технических комплексов (гаджетов) для регистрации расчетных операций, и начала работать Межведомственная группа по вопросам реализации инновационных технологических решений, ответственная за этот пилотный проект. Параллельно продолжается дискуссия об использовании РРО как инструмента борьбы с контрабандой товара, и о внедрении общественного контроля за применением РРО (так называемый кэшбек, в случае, если покупатель сообщает об операции, которую не учли фискальным чеком. - Ред.).
Читай также: НБУ поможет налоговикам: Чем план Нацбанка по детенизации может обернуться для бизнеса
Тем не менее, основная активность в последние несколько месяцев сосредоточена именно на реализации пилотного проекта по внедрению гаджетов для учета расчетно-кассовых операций.
По информации Европейской Бизнес Ассоциации, к проекту присоединилось более ста предприятий. Правда, для его успешной реализации бизнес должен быть заинтересован в использовании гаджетов при расчетах с потребителями. Но пилотный проект не снимает с предпринимателей ответственность за проведение расчетов без использования РРО, которые включены в государственный реестр.
Что касается электронных чеков, то, по моему мнению, реализовать этот проект будет очень сложно. Минфин, например, склоняется к тому, что нужно привлекать производителей РРО с их наработками и дать им возможность реализовать функционал кассовых аппаратов в виде программного обеспечения. Но с электронным чеком это ничего общего не имеет. К тому же, в полноценном внедрении е-чеков производители РРО в принципе не заинтересованы, так как это убивает их бизнес.
Еще один важный вопрос - снизит ли переход на гаджеты риски проверок? На сегодняшний день, по сути, ГФС уже контролирует почековый сбор данных с РРО. Поэтому основаниями для проведения проверки является не форма предоставления такой информации, а содержание расчетных документов. И формально это никак не может повлиять на увеличение или уменьшение вероятности проведения проверок. Но если программа сама будет формировать необходимые реквизиты расчетного документа без влияния продавца, то, безусловно, это уменьшит степень ответственности субъектов хозяйствования.
Читай также: Как улучшить позиции Украины в Doing Business: Что решил Кабмин
Это же касается и коррупционных рисков. Не следует забывать, что основная мотивация коррупции - это получение должностным лицом неправомерной выгоды. И вряд ли формат проведения расчетных операций без изменения оснований для проверок при том, что и в первом и во втором случае расчетный документ формируется в электронном виде и хранится в ГФС, может изменить такую мотивацию.
Именно для бизнеса важно как раз другое. Это - новые возможности при проведении сделок с покупателями. Переведение публичных договоров из бумажного в электронный формат может не только избавить продавцов от бумажных издержек, но и существенно облегчить работу интернет-магазинов, а также расширить рынок сбыта и сделать его более гибким.
Еще одна важная инициатива - законопроект № 9451, который предварительно одобрил парламентский Комитет по вопросам финансов и банковской деятельности. Этот документ предусматривает отмену ответственности за нарушение кассовой дисциплины и предполагает существенное уменьшение штрафов для предпринимателей.
Читай также: В ГФС сообщили, где живут миллионеры
Рыночная экономика для успешного функционирования требует от государства выполнения важного конституционного принципа - соразмерности применяемых штрафов степени правонарушения. Нарушение этого принципа как раз и является источником возникновения коррупции, так как позволяет откупиться от проверяющих суммой, которая ниже, чем размер штрафа.
Алексей Кривцов
Полностью журнал “Деньги“ № 6 от 28 марта можно приобрести онлайн.
Новости от Деньги.uа в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/dengiua.
Оформить подписку через наш интернет-магазин.