Юлия Дроговоз, вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей - о том, как изменение правил блокировки НДС-накладных повлияет на малый бизнес. 

Читай также: Штрафы по налоговым накладным: Можно ли обжаловать

В феврале 2018 года Кабинет Министров принял постановление № 117, которым утвердил порядок остановки регистрации налоговых накладных/расчетов корректировок (далее - НН/РК). К сожалению, из-за последних изменений, которые были внесены в это постановление 24 апреля 2019 года (новое постановление № 391 вступило в силу 11 мая 2019 года. - Прим. ред.) все бремя последствий от нововведений относительно администрирования НДС переместится именно на малый бизнес. Каким образом? Отвечаю.

Блокировка НН/РК по факту, в основном, происходит после внесения плательщиков НДС в перечень рисковых субъектов хозяйствования. В этот список они попадают на основании критериев, которые утверждены всего лишь письмом Государственной фискальной службы.То есть эти критерии, по сути, незаконны.

Читай также: Украинцев обяжут сменить паспорта-книжки на ID-карточки

Кроме того, с 11 мая 2019 года все решения по разблокированию НН/РК по таким плательщикам будет принимать Центральный офис ГФС Украины в Киеве, а не региональные комиссии. Это - возвращение к практике 2017 года. Очевидно, фискальной службе было мало компаний, у которых объем поставок превышает 30 млн. грн., а потому ГФС снова все взяла на себя.

Но, в отличие от практики 2017 года, право на административное обжалование решений ГФС об отказе в регистрации НН/РК в едином реестре налоговых накладных отменено вообще. Теперь у налогоплательщиков есть только возможность подавать иск в суд, что является нарушением ст. 56 Налогового кодекса, которая позволяет в административном порядке обжаловать любое решение ГФС.

Сколько времени рассматриваются такие дела в судах? Иногда больше года. Доживет ли налогоплательщик до окончательного решения суда, учитывая, что его контрагент остается без права на налоговый кредит, а суды будут завалены огромным числом похожих исков? Вопрос риторический.

Читай также: Гоструда будет меньше проверять бизнес

Почему под эти нормы попадет именно малый и средний бизнес? Потому что в индикаторы, позволяющие не мониторить НН/РК субъектов хозяйствования, введены абсолютные показатели уплаты НДС в госбюджет. Это - 20 тыс. грн. за предыдущий месяц для тех, у кого объем поставок не превышает 500 тыс. грн. в месяц, или 400 тыс. грн. за предыдущие 12 месяцев для тех плательщиков, которые имеют налоговую нагрузку по всем налогам и сборам более 5%.

Для кого введены эти абсолютные показатели? Точно для определенных категорий плательщиков по принципу: “Тех не цепляем, а тех, кто платит ниже 400 тыс. грн. НДС в год - не жалко. Пусть идут в суды. Пока что-то смогут доказать - или их не будет, или их контрагентов“. Главное, что за это время пройдут парламентские выборы и под эти выборы будут собраны необходимые ресурсы.Ведь чиновникам ГФС легче строить финансовую коррупционную вертикаль и направлять поток в нужные карманы, чем обеспечивать этот поток из низших звеньев.

А еще теперь понятно, почему так спешили к президентским выборам:

  • Завершить конкурс и назначить нового председателя ГНС Сергея Верланова.  Дошло до того, что это назначение объявили даже до момента вынесения официального решения конкурсной комиссии. Комиссию это, кстати, также не остановило и, потеряв чувство самосохранения, она таки приняла соответствующее решение.
  • В срочном порядке, прилагая большие усилия и осуществляя давление на Государственную регуляторную службу, продавить поправки в правительственное постановление № 117.

Читай также: Насколько увеличилось количество ФЛП в Украине

Поэтому мы требуем признать постановление Кабмина № 117 (с учетом внесенных в него постановлением Кабмина № 391 изменений) антиконституционным и таким, которое противоречит принципам налогообложения, а потому незаконным, как и все действия ГФС по блокированию НН/РК, и отменить его. А также отозвать письмо ГФС Украины от 5 ноября 2018 года № 4065/99-99-07-05-04-18 об утверждении критериев рисковости плательщика налогов. По той же причине: оно незаконно.

К тому же, последние решения суда подтверждают незаконность процедур блокировки, в том числе и на основании отсутствия регуляторных актов, устанавливающих критерии рисковости плательщиков. И это еще судьи не видели изменения в правительственное постановление. Но это уже отдельные дела и отдельные иски.

Статья из Журнала “Деньги“ №10 от 30 мая 2019 года.

Новости от Деньги.uа в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/dengiua. 

Оформить подписку через наш интернет-магазин.