Разговоры об иностранных инвестициях часто звучат как заезженная пластинка с призывами в стиле “мыши, станьте ежиками“, когда становится понятно: для того, чтобы привлекать инвесторов, здесь должна возникнуть какая-то совсем другая страна с другими людьми. Но истина избегает крайностей. И я хотел бы изложить несколько ключевых тезисов, которые помогут взглянуть на ситуацию с инвестициями через призму стратегического подхода.

 

Читай также: Государство должно найти компромиссное решение вопроса “зеленого“ тарифа и вернуть доверие инвесторов, - эколог

1. Реализуя задачу привлечения инвесторов, мы действуем в плотном конкурентном поле, состоящем из стран с такими же целями. Борьба за инвестиционные ресурсы – это мировой экономический чемпионат, в котором участвуют десятки игроков. От нас требуется трезво оценивать систему координат и правила этой игры. Возможно, реалистичная оценка ситуации избавит нас от иллюзий по поводу “большого потенциала“, “глубокой уникальности“ и “очереди из инвесторов“ с мешками денег, которые только и ждут приглашения на инвестиционный банкет. Только контакт с реальностью и критическое мышление заставит нас делать не декларативные заявления, которые годами не заканчиваются ничем, а те прагматичные шаги, которые будут приносить пусть не фантастические, но реальные результаты.

2. Инвестиции – это сделки в широком смысле слова. Вкладывая деньги в активы и прилагая усилия для развития здесь своих проектов, инвесторы действуют по формуле “ценность в обмен на ценность“. В этом смысле они для нас – клиенты, покупатели, а мы – продавцы. Позиция продавца требует понимания рынка и клиентов, формулирования ясного и актуального ценностного предложения, позиционирования, продвижения, коммуникаций. Недостаточно просто сказать – мы открыты и ждем инвесторов. Это говорят все страны и часто более убедительно. Нужно понимать рыночные реалии и динамику, потребности и запросы инвесторов, формировать привлекательный для них продукт – программы привлечения и поддержки, условия, точки входа. В этом смысле работа по привлечению инвесторов является стратегическим маркетингом.

Читай также: PMTrade открыт для частных инвестиций

3. Инвесторы исходят из соображений баланса доходности и риска. И когда мы говорим об инвесторах стратегических, приоритетом становятся долгосрочная перспектива, устойчивость и надежность инвестиций. И здесь мы имеем дело с миксом из объективных фактов и субъективных впечатлений о происходящих у нас процессах. Лично у меня недавно была история, когда представитель одного из потенциальных азиатских инвесторов прилетел в Киев из Сингапура и рассказывал, что его супруга провожала сюда со слезами на глазах. Она посмотрела новости и думала, что ее муж рискует жизнью, что в Украине ездят БТРы и минируют дороги. Это – простой тест на качество наших коммуникаций и содержание информационного поля. Если мы думаем, что кто-то будет специально искать в потоке трэша позитив, чтобы найти для себя мотивацию работать с нами, мы ошибаемся. Этот кто-то просто выберет для себя не Украину, а, например, Вьетнам, который на сегодня получает 30 млрд. долл. иностранных инвестиций в год в 20 отраслей.

Читай также: Проект о реструктуризации “зеленого“ тарифа вернет инвестиции в Украину, - NBT

Украина одновременно и очень активно сигнализирует о проблемах и рисках, и при этом тут же приглашает инвесторов в привлекательный (по нашему мнению) регион.

Вопрос в том, какие сигналы в данный момент убедительнее для инвесторов. Ответ на этот вопрос очевиден. Оценка страновых рисков действует как шлагбаум. Там, где присутствует спекулятивный элемент и повышенная доходность (ОВГЗ как пример) – риски преодолеваются, и инвестиционная активность существует. Но, во-первых, слабая экономика не может системно генерировать высокую доходность, это – абсурдные ожидания. А во-вторых, спекулятивные инвесторы и их деньги не создают драйверы для устойчивого долгосрочного роста. Они решают свои краткосрочные задачи и при этом еще создают производные проблемы, дисбалансы.

Читай также: Компромиссный законопроект о рынке зеленой энергетики 2543 поддерживает большинство инвесторов – нардеп

Для стратегов с большими горизонтами проектов нужно формировать другое рыночное и информационное поле. И эта задача не может быть решена при помощи пары форумов и роликов для YouTube, пусть даже с участием президента страны. Просто посмотрев на наше политическое шоу со стороны, желания инвестировать ни у кого не возникнет, скорее, наоборот. Нужна интегрированная политика, в которую инвесторы еще должны поверить. Это – задача стратегических коммуникаций.

Важно отметить, что названные пункты не исключают необходимости оптимизации регуляторного поля, реформ правоохранительной и судебной системы, борьбы с коррупцией. А дополнительно к этому надо четко понимать, чего хочет и чего требует глобальный инвестиционный рынок и научиться полноценно играть на этом рынке. С этой точки зрения здесь нет вариантов “или – или“, есть только “и – и“. Результат мы увидим на табло.

Напомним, какие страны больше всего инвестируют в Украину.


Читайте Деньги.ua в Telegram и Facebook