Как и главный герой фильма “День сурка”, украинцы просыпаются после каждых выборов и переживают одно и то же: обещания снизить налоги превращаются в попытки их поднять и плюс к тому – ужесточить администрирование. Не стала исключением и нынешняя власть, представители которой даже называли себя либертарианцами. Но, как всегда, что-то пошло не так, и курс взят на борьбу с теневой экономикой посредством административного кнута, а не пряника в виде снижения налогов.

Читай также: Как оплатить налог через соцсеть, - инструкция

Чтобы понять причину такого феномена, нужно разобраться в некоторых экономических закономерностях. Одной из первых попыток оценить влияние налогов на экономический рост, была работа сотрудника Всемирного банка (WB) Кита Марсдена “Взаимосвязь между налогами и экономическим ростом“, написанная в 1983 году. Анализируя исторические данные 21 страны, автор пришел к однозначному выводу – высокие налоги замедляют экономический рост. Последующие исследования других экономистов давали такие же результаты. В своей работе “Налоги и экономический рост“ американский экономист Джеральд Скалли рассчитал оптимальный процент государственных расходов на уровне 23% ВВП для США, на уровне 45% его модель давала рост экономики около нуля. Есть подобные расчеты отечественных экономистов, которые для Украины называют оптимальное значение в 30% ВВП. В реальности же уровень государственных расходов в Украине последние 10 лет колебался в пределах 40–49% ВВП, а в 2018 году составил 44%. Таким образом, для ускорения роста экономики необходимость снижения налогов очевидна. Казалось бы, рецепт давно известен, почему же воз и ныне там?

Ответ на этот вопрос кроется в еще одной закономерности, найденной в этих же исследованиях: снижение налогов приводит не только к ускорению экономического роста, но и к увеличению неравенства доходов. Естественно, что такой эффект может вызвать напряжение в обществе, особенно в стране, где еще 30 лет назад строили светлое коммунистическое будущее. Политически власть может считать это большим риском, чем отсутствие бурного экономического роста. Устами главного налоговика в парламенте Данила Гетманцева такой подход описан следующим образом: “когда бабушка в селе получает пенсию в размере 1564 грн., аморально говорить о снижении уровня налогообложения“.

Читай также: Какие авто подлежат налогообложению

Нужно сказать что формально, в борьбе за равенство доходов мы достигли выдающихся результатов. Индекс Джини, оценивающий степень, в которой распределение доходов или расходов отличается от абсолютного равенства, в Украине один из самых низких не только в мире, но и в Европе (чем ниже, тем больше равенства). Из 107 стран, по итогам 2018 года, Украина по равенству доходов обходит 97 стран, уступив только восьми странам Европы, причем, несущественно. Да, можно возразить: индексы индексами, а в жизни выглядит все иначе. Данное несоответствие практики с теорией обусловлено существенной долей теневой экономики – как расчеты индекса Джини, так и расчеты уровня государственных расходов ее просто-напросто не учитывают. И если снижение реальной фискальной нагрузки за счет теневой экономики влияет на рост неравенства существенно, то на рост экономики – незначительно. Это обусловлено тем, что хоть теневая экономика и улучшает фискальные условия для бизнеса, но имеет риски, а интерес части инвесторов к ней вообще отсутствует.

Теперь мы можем ответить на вопрос, почему вместо обещанного снижения налогов, мы получаем борьбу с теневым сектором: в выборе между ускорением экономического роста и равенством доходов ставка сделана на последнее.

Читай также: Какой налог на недвижимость придется заплатить в 2020

Является ли выбранная стратегия эффективной для Украины? Есть веские причины сомневаться в том, что власть сможет победить теневой сектор. Тем не менее, примем именно такой вариант развития событий. В таком случае Украина добьется роста реального равенства доходов. То есть у той самой бабушки пенсия вырастет, как и зарплаты у бюджетников, при этом рост экономики будет либо минимальным, либо нулевым. А самые незащищенные слои населения смогут довольно быстро улучшить свое финансовое положение, но в целом страна останется бедной.

Если же идти путем снижения налогового бремени, бюджетники и пенсионеры не так скоро почувствуют позитивный эффект на своем кармане, от каких-то проявлений "заботы государства" придется отказаться, но Украина получит серьезные шансы вырваться из бедности. Конечно же, неравенство доходов тоже возрастет, но при экономическом росте, хоть и неравномерно, но доходы растут у всех, что сокращает количество бедных, а бизнес получает стимулы для выхода из тени.


Читайте Деньги.ua в Telegram и Facebook