В начале 2020 года Верховная Рада приняла во втором чтении проект закона № 1210 “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических неувязок в налоговом законодательстве“. Пока что он находится на подписи у президента.
Предложенные изменения необходимы, поскольку они внедряют международные стандарты в украинское законодательство. Но, несмотря на название законопроекта, в нем все еще содержится большое количество норм, которые требуют доработки. В частности, новое понятие “дивидендов“, которое позволяет широкое фискальное трактование, что может привести к произвольному доначислению налога; норма о применении принципа “деловой цели“, которая в текущей редакции способна создать значительные препятствия для деятельности добросовестных налогоплательщиков; дискреционная норма статьи 124 о размере штрафных санкций за несвоевременную уплату согласованного денежного обязательства, которая формирует почву для дополнительных споров между плательщиками и контролирующими органами.
Читай также: Налоговая дала разъяснения по новому налогу на средства на картах
В основном изменения касаются владельцев компаний-нерезидентов и иностранного бизнеса на территории Украины и внедряются постепенно, что позволяет подготовиться и уменьшить возможные налоговые риски.
Рассмотрим основные нововведения по периодам их вступления в силу.
С 1 января 2021 вводятся правила налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК) и расширенное определение понятия “дивиденды“.
Правила налогообложения прибыли КИК. Физические и юридические лица, контролирующие иностранные компании, будут обязаны подавать соответствующий отчет в украинские налоговые органы, а также платить налог с доходов нерезидентных компаний на территории Украины. Контролером иностранной компании может быть как юридическое, так и физическое лицо – резидент Украины, если оно: а) владеет долей в иностранной компании в размере 50% и более; б) владеет долей в иностранной компании в размере 10% и более, при условии, что несколько физлиц-резидентов и/или юрлиц-резидентов владеют долями в зарубежной компании, размер которых в совокупности 50% и более; в) осуществляет фактический контроль над иностранным юридическим лицом.
Читай также: Украинцы переплатили 38 млрд грн налогов
Но если отчет о КИК обязаны подавать все, то в части уплаты налога на территории Украины есть определенные исключения. Например, когда совокупный доход всех контролируемых компаний одного контролирующего лица из всех источников по данным финотчетности не превышает эквивалент 2 млн. евро на конец отчетного периода или контролируемая иностранная компания является публичной компанией, акции (доли) которой обращаются на й фондовой бирже.
Расширенное определение понятия “дивиденды“. Теперь к дивидендам приравниваются: суммы доходов в виде платежей за ценные бумаги (корпоративные права), которые выплачиваются в пользу нерезидента, выше суммы, соответствующей принципу “вытянутой руки“ (то есть выше рыночных цен); стоимость товаров, работ, услуг, приобретаемых у нерезидентов сверх суммы, которая соответствует принципу “вытянутой руки“; сумма занижения стоимости товаров, работ, услуг, которые продаются нерезидентам в контролируемых операциях, по сравнению с суммой, которая соответствует принципу “вытянутой руки“.
Новации, которые начинают действовать на следующий день после опубликования закона: изменение определения бенефициарного владельца дохода для целей применения Конвенции об избежании двойного налогообложения; введение критериев “разумной экономической причины“, трехуровневой отчетности по трансфертному ценообразованию и новый подход к определению статуса “постоянных представительств“.
Читай также: В “Слуге народа“ хотят насчитывать налог на доходы по-новому
Определение бенефициарного собственника дохода для целей применения Конвенции об избежании двойного налогообложения. Отныне нерезидент, получающий выплаты, должен быть выгодоприобретателем и иметь возможность фактически распоряжаться доходом. Нерезидент обязан самостоятельно доказать, что он является настоящим бенефициарным владельцем дохода.
Установлены критерии определения “разумной экономической причины“. Разумная экономическая причина (деловая цель) должна присутствовать в каждой хозяйственной операции. Отдельно законом определены критерии, при которых любую операцию, даже оформленную должным образом, можно считать лишенной разумных экономических причин.
Введение трехуровневой отчетности по трансфертному ценообразованию (ТЦУ) предусматривает: отчет о контролируемых операциях, мастер-файл и отчет в разрезе стран. Кроме этого, до 1 октября необходимо подавать уведомление об участии в международной группе компаний. Расширен перечень требований к содержанию документации по трансфертному ценообразованию.
Читай также: ФЛП смогут платить налоги в Опендатабот
Изменен подход к определению статуса “постоянных представительств“. Постоянное представительство образуется путем предоставления нерезидентом услуг через нанятых сотрудников в Украине в течение периода или периодов, общей продолжительностью более 183 дней в любой временной отрезок длительностью 20 месяцев.
Также постоянным представительством будет считаться деятельность лиц, имеющих полномочия вести переговоры от имени нерезидента относительно существенных условий сделок и заключать договора. О фактических полномочиях осуществлять деятельность в интересах нерезидента могут свидетельствовать:
– предоставление нерезидентом обязательных к исполнению указаний (в том числе по электронной почте);
– использование представителем адреса корпоративной электронной почты нерезидента и/или его связанных лиц для коммуникации, в том числе с третьими лицами, с которыми нерезидент уже заключил или в дальнейшем будет заключать договора и другие сделки;
– реализация лицом права владения/распоряжения запасами (товарами) или другими активами нерезидента в Украине либо их значительной долей;
Читай также: Сколько ФЛП будут платить в 2020
– наличие у лица помещений, арендованных от собственного имени для хранения имущества, приобретенного за счет нерезидента, или которое принадлежит нерезиденту/третьим лицам и подлежит передаче третьим лицам по указанию нерезидента.
То есть, налоговые органы теперь смогут доначислить налог на прибыль нерезиденту на доходы его постоянного представительства, которое фактически не было зарегистрировано на территории Украины, но согласно закону – возникло.
Кроме того, законопроект № 1210 предусматривает также ряд других нововведений, которые будут затрагивать интересы отечественного и иностранного бизнеса в Украине. Поэтому необходимо быть готовым модернизировать некоторые подходы в своей деятельности, чтобы избежать штрафов со стороны налоговых органов.
Читайте Деньги.ua в Telegram и Facebook