Утром 17 марта НБУ сообщил, что украинские банки имеют на корсчетах 8 млрд долларов в эквиваленте. От себя сообщу: это эквивалентно примерно 215 млрд грн по курсу 27,03, который имел место на межбанковском рынке утром того же 17 марта – см ниже. Эту цифру мы запомним. Потому что в том же своем сообщении на официальной страничке в ФБ Нацбанк заявил, что эти деньги можно использовать для покрытия спроса на наличную валюту, вот только подвоз ее самолетами идет туго ввиду ограничений на перелеты.
Цитирую дословно, чтобы не было вопросов: “Останніми днями ми спостерігаємо ознаки нестачі готівкової валюти в касах банків. Це спричинено підвищенням попиту населення на готівкову валюту.
Водночас на коррахунках банків зосереджено 8 млрд дол. США безготівкової валюти і клієнти можуть вільно переказувати власну валюту на свої рахунки, відкриті в інших банках, конвертувати одну безготівкову валюту в іншу. Але через припинення авіаперевезень та закриття кордонів готівкові долари та євро доставляються в Україну з затримкою.
Читай также: Альфа Банк приостановил выдачу наличной валюты
Враховуючи карантинні заходи, запроваджені країнами світу та Україною, Національний банк разом із банками вирішує вказану проблему“.
И вот это – неправда. Потому что:
А) не в спросе со стороны физлиц на наличную валюту дело, курс гонят вверх совсем другие силы;
Б) банки не могут и не должны бросать на рынок ту валюту, что лежит у них сейчас на корсчетах, по крайней мере – основную ее часть.
И то, и другое аргументирую чуть ниже.
И есть еще пункт В) если бы проблема была исключительно в отсутствии валютного нала, мы б увидели у банков объявления о специальном(более низком относительно гривны) курсе покупки безналичной валюты для ее размещения на карточных или других счетах – о курсе, очень близком к межбанку . Но нет: у крупного розничного госбанка курс наличного доллара(купить) утром 17 марта был равен 28,6, по картам – 28,57. Тогда как на межбанке справочный курс Нацбанка на 12:00 17 марта составлял 27,0317 гривен за доллар.
Читай также: В НБУ сообщили, есть ли отток депозитов в банках
И теперь еще о цифрах, как и было обещано.
47,882 млрд грн – такие утром 17 марта остатки на корсчетах украинских. Это гривни, которые банки могут отправить на какие-то платежи вот прямо сейчас.
По имеющимся оценкам, еще 174 млрд грн вложено в депозитные сертификаты НБУ, принадлежащие банкам.
Олег Чурий, замглавы НБУ 12 марта на традиционном четверговом брифинге сообщал, что банки имеют суперликвидность – более 200 млрд грн в виде остатков на корсчетах и депозитных сертификатов НБУ.
Сложим: 174+47,9=221,9 млрд, что ж, похоже на правду, действительно банки располагают более чем 200 млрд гривен.
Читай также: Как будут работать банки во время карантина
Не все эти деньги могут хлынуть на валютный рынок. От силы 120 млрд грн, потому что есть обязательства перед клиентами и есть отток с депозитов граждан, многие из которых сейчас начнут снимать сбережения, так как потеряли доходы из-за карантина. К сожалению, оперативную информацию о перетоках депозитов хотя бы в целом по системе НБУ публиковать не решается. Тем самым оставляя в неведении обычных клиентов. Крупные клиенты банков – корпорации, финансовые и инвестиционные компании, такой информацией располагают. Ну и банкам эта информация тоже известна.
Кто сейчас лихорадочно скупает валюту?
Не импортеры – импорт у нас падал в последнее время и навряд ли кто-то увлекался наращиванием товарных запасов в феврале-марте.
Не физлица – валюты наличной валом в отделениях, купить проблемы нет. И главное: движение курса происходит по цепочке “сперва истерика на межбанковском рынке -> потом новый курс на обменниках“, а не наоборот. Да, наличный курс крепко оторвался от межбанковского. Но было бы странно, если б было иначе. Истерика есть истерика.
Читай также: НБУ потратил $ 350 млн на поддержку курса гривны
К сожалению, НБУ, как уже было сказано, публикует детальные финансовые данные с огромным запаздыванием. Но вот какая штука: 1 января банки были должны клиентам – физ- и юрлицам чуть больше тех же 8 млрд долларов по счетам до востребования. Я не думаю, что принципиально сумма изменилась. Из них чуть меньше 6 млрд долл – это деньги юрлиц, остальные чуть больше 2 млрд долл – деньги физлиц. То есть у юрлиц было остатков примерно на сумму, равную поступлениям от экспорта за 5 недель. Или, если угодно, на оплату неполных 5 недель импорта. Это не какие-то дикие накопления, так, на текущие расходы.
Валюта до востребования у физлиц? Это остатки на картсчетах – тоже не запредельная сумма. Две-три тысячи долларов на карточке для расходов во время зарубежных поездок – обычное дело для тех, кто имеет такую возможность. Так что достаточно 600-800 тысяч таких физлиц, чтобы образовался такой остаток – около 2 млрд долларов, на их карточных счетах.
Конечно, есть еще вклады срочные в валюте – и у юр-(около 1,5 млрд долл на 1.01.2020) и у физлиц(около 6,2 млрд долл на 1.01.2020). Вот только деньги эти не могут валяться на корсчету. По ним надо платить проценты – не особо большие, но нужно. Поэтому их, раздали в виде валютных кредитов – таких кредитов было выдано по системе на те же примерно 7,7 млрд долларов, то есть 1,5+6,2 млрд долл(по состоянию на те же 1.01.2020, более свежих данных нет). Еще около 6 млрд долларов держали банки 1 января на валютных корсчетах. То есть ненамного меньше, чем сейчас.
Если я не прав – пусть НБУ опубликует свежие данные.
Читай также: НБУ снизил учетную ставку до 10% годовых
К чему веду: у банков не осталась скупленная в марте валюта! Она улетела. А те 8 млрд долл., что есть на корсчетах коммерческих банков, о которых говорит НБУ – это клиентские деньги, причем, в ненамного большем объеме, чем тот, что имел место до мартовской ажиотажной скупки валюты.
У меня резонный вопрос: как получилось так, что НБУ позволил вполне определенным клиентам коммерческих банков(и это не МСБ, не физлица) зашортить национальную валюту на межбанковском валютном рынке? То есть как получилось, что Нацбанк позволил вполне понятным Нацбанку юрлицам-клиентам комбанков играть на понижение гривни? Говорят, что нерезиденты вывели в марте всего 160 млн долл, которые они купили за гривны, полученные в результате выплат по ОВГЗ. Опять же импорт не скачет. Кто выводит валюту? Население – не предлагать: очередей нет, валюта в обменках есть.
Дорогой НБУ, считай это пожалуйста, приглашением кого-то из твоих руководителей на интервью. Список вопросов готовы выслать немедленно. Пресс-служба Нацбанка Украины располагает контактами редакции журнала Деньги, так что мы отреагируем сразу же.
Александр Крамаренко
Читайте Деньги.ua в Telegram и Facebook