Предприниматели на едином налоге могут пока не волноваться. Закон № 466-IX их напрямую не затрагивает, только косвенно и позднее – через проблемы у крупных контрагентов.
Более полугода политики, эксперты и бизнес горячо обсуждали законопроект № 1210 об усовершенствования администрирования налогов, устранении технических и логических неувязок в налоговом законодательстве. Парламент принял его еще в январе 2020 года, после чего несоколько месяцев документ лежал на подписи у президента. Владимир Зеленский завизировал его 21 мая, и только после этого законопроект вступил в силу как закон № 466-IX.
Читай также: Минфин планирует устроить налоговые каникулы для бизнеса
Один из главных вопросов – как изменения, которые закон вносит в Налоговый кодекс, повлияют на малый и средний бизнес? Я считаю, что последствия для МСБ будут минимальными. А физические лица-предприниматели на едином налоге, которые составляют львиную долю малого бизнеса в Украине, могут вообще не волноваться.
И все же, разберемся в основных нововведениях, которые несет в себе закон № 466-IX.
Главные негативные последствия:
- увеличение в два раза штрафов за распространенные налоговые правонарушения (нарушение сроков подачи отчетности, нарушение сроков хранения первичных документов и т. д.);
- введение штрафов за нерегистрацию или нарушение сроков регистрации в Едином реестре налоговых накладных, НДС-накладных по операциям, которые освобождены от налогообложения или облагаются НДС по нулевой ставке;
- увеличение срока давности начисления налоговых обязательств по НДФЛ и военному сбору: семь лет вместо привычных трех лет (1095 дней);
- расширение перечня случаев, когда отсчет указанных сроков давности приостанавливается (например, на время действия моратория на проверки, что происходит сейчас), что дает налоговым органам возможность проводить проверку бизнеса в течение более длительного периода, чем раньше;
- увеличение полномочий налоговых органов в статье 20 Налогового кодекса, в частности, наделение органов ГНС правом в ходе проверок по вопросу оформления трудовых отношений получать пояснения не только от работодателей, но и от работников или лиц, которые работают без оформления;
- развитие доктрины деловой цели (разумной экономической причины), в результате чего бизнес столкнется с субъективными оценками хозяйственных операций со стороны налоговых органов в части получения налоговой выгоды и необходимости доказывать наличие экономического эффекта, особенно в отношениях с нерезидентами.
Среди положительных нововведений:
- увеличена с 6 тыс. до 20 тыс. грн. сумма, которая является критерием для определения основного средства, что даст возможность плательщиками налога на прибыль считать необоротными активами товарно-материальные ценности стоимостью меньше 20 тыс. грн. и начислять износ на уровне 100% в период приобретения имущества;
- определена минимальная сумма налогового долга, при котором ГНС может перевести единщика на общую систему налогообложения (долг в сумме 1020 гривен);
- факт постановки на учет ФЛП и юрлиц в налоговых органах теперь будет подтверждаться сведениями на портале электронных сервисов Минюста, а не выпиской из ЕГР;
- будет усовершенствован электронный кабинет налогоплательщика, в частности, оговорены порядок и сроки исправления налоговым органом неточной и устаревшей информации в кабинете и в базах данных ГНС по обращению предприятия или предпринимателя;
- уменьшен до 10% базовый размер штрафа, который применяется при начислении органами ГНС налоговых обязательств по результатам проверки при условии, что контролирующий орган не докажет умысел налогоплательщика;
- появляется возможность в течение полугода претендовать на продление срока административного обжалования налогового уведомления-решения, если установленный законом срок (10 рабочих дней) такого обжалования пропущен по уважительным причинам;
- по многим налоговым правонарушениям для привлечения предприятия или предпринимателя к юридической ответственности органам ГНС необходимо будет устанавливать наличие вины;
- в НКУ появляется понятие смягчающих обстоятельств в случае привлечения к ответственности по налоговым правонарушениям, и приводится неисчерпывающий перечень таких обстоятельств;
- на качественно новом уровне регулируется ответственность органов ГНС за налоговые правонарушения.
Читай также: Как оспорить штраф от налоговой
Что же получается? Закон № 466-IX – это малая налоговая реформа. Она крайне неприятна для ряда отраслей и сегментов украинского бизнеса – преимущественно крупного и среднего, а также участников международных групп компаний, но почти нейтральная, а местами и позитивная для подавляющего большинства малых предпринимателей.