Пилотный проект Государственной налоговой службы – внедрение программных РРО – с 1 августа переведен в рабочий режим.
Предприниматели и предприятия розничной торговли, общественного питания и предоставления услуг могут теперь воспользоваться программой, которую бесплатно распространяет налоговая. Это – Программный регистратор расчетных операций, или ПРРО. По идее, решение от ГНС бьет фискальные чеки не хуже стационарных устройств, пересылает их по sms, в Viber или на е-мейл клиента. Буквально через несколько дней после запуска налоговики отчитались о сотнях тысяч чеков, которые выбили программные РРО. Но все ли в ПРРО отлажено и безоблачно? Нет.
С чего начинается работа с ПРРО?
Программный РРО от ГНС тестировал предприниматель, владелец небольшого придомового кафе-пиццерии, который согласился быть жертвой инноваций и на личном опыте проверить работу ПРРО.
Читай также: В Минфине ответили на пять самых важных вопросов по РРО/ПРРО
Первое, что мы сделали, подали заявление по форме 20-ОПП для регистрации торговой точки по адресу кафе. Потому что фискальные чеки должны выбивать адрес торговой точки, а не домашний адрес предпринимателя. Форма подается онлайн через кабинет налогоплательщика, ее нужно подписать ЭЦП предпринимателя. Электронный ключ можно сгенерировать на сайте АЦСК ПриватБанка. Обработка заявления занимает сутки. После того, как налоговые органы подтвердили взятие на учет торговой точки, мы подали новое заявление – о регистрации программного РРО. Тоже онлайн.
Регистрация ПРРО была подтверждена через два дня. Далее нужно было скачать программку с сайта налоговой. Ту самую программу, которая и является кассовым аппаратом. Программу можно установить на разных устройствах – смартфоне, ноутбуке, планшете. Но запрограммировать ПРРО можно только на одном устройстве. То есть это – не веб-версия. Поэтому номенклатура, введенная на планшете, в ноутбуке не отображается. Хотя смену открыть и закрыть можно на другом устройстве.
Читай также: Дубилет заявил о запуске программного РРО Checkbox
Мы добавили в программе кассу нашего кафе и ввели 80 единиц номенклатуры товаров: пицца, вода, кофе и т. д. Интересно, что ПРРО считывает штрих-код товара. Поэтому можно программировать РРО как по штрих-кодам, так и продавать, сканируя код товара.
Особенности технической поддержки от ГНС
Первый день прошел без сучка и задоринки. Смена была открыта, все чеки отлично пробивались, сохранялись, закрыли смену тоже без проблем. Но на следующий день, в пятницу, в 21-00, смена не закрывалась, приложение выдавало ошибку. Телефоны службы поддержки налоговой инспекции не отвечали, их рабочий день был окончен. Оказывается, служба поддержки не круглосуточная. Получается, сбой в работе ПРРО зафиксировать нельзя. В выходные точка работала, но ПРРО не пускал пользователя, выдавал техническую ошибку.
Читай также: Стали известны результаты первого месяца работы цифровых РРО
Если пользователь стационарного РРО сталкивается с такой ситуацией, он обращается в сервисный центр, который доступен 24 часа в сутки. К сожалению, налоговые органы такого обслуживания пользователей ПРРО не обеспечивают.
Регламентов корректного выхода из такой ситуации нет. И у клиента есть нешуточный риск получить штраф в сумме 10% денежных средств, которые оказались не проведены по программному РРО.
Читай также: С 1 августа украинцы смогут снимать наличные в магазинах, применяющих РРО
Впоследствии сотрудники «горячей линии» налоговой по ПРРО посоветовали написать письмо в свободной форме и указать, что сервис не работал по техническим причинам. Но защитит ли это нашего клиента от штрафа в перспективе, сложно сказать.
Другие «баги» и общее впечатление
Одна из технических ошибок, с которыми мы сталкивались, заключалась в том, что на планшете не закрывалась смена, соответственно, фискальный отчет не уходил на сервер ГНС. Хорошо, что удалось это сделать на другом устройстве. Коллеги – пользователи ПРРО жаловались, что иногда слетает запрограммированная номенклатура. Мы не тестировали интеграцию с другими программами, такими как «Вчасно.Каса» и «Чекбокс». В принципе, базовый функционал ПРРО и так обеспечивает все необходимое.
Читай также: НБУ отложил введение программного РРО при обмене валюты
В целом, несмотря на некоторые неприятности, ПРРО – приятный в пользовании. Думаю, он вполне может выступить техническим решением для фискализации операций в салонах красоты, небольших кафе, магазинчиках, других сфер услуг. Но для крупного магазина все-таки лучше приобретать стационарный РРО, чтобы обслуживать покупателей быстро. А еще неплохо, если бы с предпринимателей хотя бы временно сняли штрафы за ошибки, которые происходят из-за технических проблем с ПРРО.