Летом 2020 года НБУ начал разработку нового закона "О финансовых услугах и финансовых компаниях". По замыслу авторов, он должен создать законодательные основы для всех сегментов разнообразного небанковского финансового сектора, стать базой для обновления профильных отраслевых законов.
За якобы конструктивной идеей скрыто много подводных камней. Поэтому представители рынка выступают категорически против принятия законопроекта в предложенной редакции.
Во-первых, это несвоевременно. Закон о сплите, согласно которому полномочия надзора практически над всеми небанковскими финучреждениями (более 2 тыс. компаний) перешли к НБУ, внес необходимые изменения в действующий закон "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг". То есть, на данный момент нет правового вакуума, который вынуждал бы срочного принятия нового закона. А отдельные конкретные доработки можно внести в действующую редакцию закона о финуслугах.
Во-вторых, новый законопроект № 5065 "О финансовых услугах и финансовых компаниях" можно смело назвать "законом отсылочных норм". Текст документа содержит очень мало конкретизации новшеств: все специальные условия, требования, сроки предлагается определять дополнительными подзаконными нормативно-правовыми актами НБУ. Законопроект разрушает действующую систему регулирования, которое будет часто происходить не в соответствии с нормами закона, как это установлено в Конституции, а по подзаконным актам Нацбанка.
Создается критическая ситуация для компаний небанковского финансового рынка, поскольку сплит фактически вывел процесс подготовки нормативно-правовых документов НБУ за пределы правового поля, которое действует для всех других отраслей экономики. Документы, разрабатываемые НБУ, не требуют согласования с Антимонопольным комитетом, Государственной регуляторной службой, их не регистрирует Министерство юстиции. При этом качество подготовки нормативных актов НБУ вызывает серьезные замечания, а некоторые документы разработаны с нарушением законодательства.
Кроме того, хотя законодательство требует от НБУ соблюдения определенных регуляторных норм и процедур, контроль за этим возложен на сам же Национальный банк.
В итоге складывается ситуация практически неограниченной дискреции, самостоятельного права регулятора устанавливать и менять "правила игры". Поэтому мы против того, чтобы небанковский сектор фактически регулировался нормативно-правовыми актами.
Есть у представителей рынка и замечания непосредственно к положениям, заложенным в текст законопроекта № 5065. Часть их касается опять-таки взаимодействия государства и бизнеса. Мы выступаем против внесения в закон нормы о применении "профессионального суждения", поскольку не указаны никакие критерии того, что сделанный чиновником вывод будет "мотивированный, объективный, беспристрастный и обоснованный" и базироваться на "комплексном и всестороннем анализе информации и документов".
Возможные последствия перечисленного – давление на бизнес, возрастающие потенциальные риски коррупции, рейдерских захватов или нечестной конкурентной борьбы. Финансовый бизнес в стране окажется в полной зависимости от воли чиновников при отсутствии реальных механизмов защиты и апелляции.
Учитывая это, участники небанковского рынка предлагают:
1. Пересмотреть общие стратегические подходы к разработке любых законодательных и нормативно-правовых актов. Сначала нужно определить проблемное поле отрасли. Потом – каким образом тот или иной законопроект может разрешить эти вопросы. И только после этого следует разрабатывать проект конкретного документа, который создает законодательную базу для решения проблем.
2. Не выносить на рассмотрение профильного комитета, и тем более – в зал Верховной Рады, а сначала существенно доработать законопроект № 5065 "О финансовых услугах и финансовых компаниях" таким образом, чтобы он не разрушал действующую систему регулирования и не создавал предпосылок для давления на бизнес.
3. Сконцентрироваться на разработке действительно важных профильных законопроектов, принятие которых поможет улучшить жизнь как компаний, так и потребителей небанковских финансовых услуг. Для сферы страхования такими первоочередными законопроектами должны стать законы "о страховании" и "об ОСАГО".
Мы рассчитываем на активное сотрудничество депутатов с профильными ассоциациями в процессе разработки законопроектов. Рассчитываем на взвешенный подход, благодаря которому законодательная база будет четкой, конкретной и не потребует пересмотра "правил игры" в ближайшем будущем. Надеемся на создание и поддержание регуляторной среды, обеспечивающей честный баланс интересов бизнеса и государства.