Комплаенс – эволюционная ступень украинского бизнеса. Как только компания проявляет хотя бы небольшие международные амбиции, внедрение западных стандартов репутации превращается из украшения в необходимость.

Так было и в нашем случае. Задолго до создания холдинга TECHIIA мы с партнером организовывали локальные киберспортивные турниры. В преддверии очередного мероприятия отзывы о наших активностях дошли до компании-производителя игровых гаджетов.

Нам позвонили из британского офиса и предложили спонсорский пакет на кругленькую по тем временам сумму с четырьмя нулями. Когда мы сказали, что работаем в Украине, спонсорство передали местному филиалу. Буквально на глазах чек снизился в десятки раз. Оказалось, что украинский офис оперирует более скромными бюджетами.

Мы сделали два вывода. Во-первых, на организации киберспортивных мероприятий можно заработать – и так появилась одна из первых компаний будущего холдинга. Во-вторых, такой бизнес есть смысл делать только на весь мир. А для этого пора внедрять мировые нормы.

Часовые и консультанты

При комплаенсе компании, в частности, формализуют соблюдение норм экологии, сохранности на рабочем месте, операционной деятельности. Но, прежде всего, на Западе интересуются происхождением средств бизнеса.

Часовыми выступают международные банки. Если им что-нибудь не понравится в истории денег или собственника, компании могут просто не открыть счет. Правительства ЕС и США обязали банки проверять «чистоту» контрагента через, соответственно, План действий по борьбе с размыванием базы и выводом прибыли из налогообложения (BEPS) и закон о налоговой отчетности в зарубежных счетах (FATCA).

Шаблонов систем комплаенса в Украине мы не обнаружили. Нашими главными консультантами стали банки, где мы открывали счета. Экспертизой также помогли American Chamber Of The Commerce и локальные консультанты в юрисдикциях присутствия.

Сегодня каждый новый бизнес холдинга — а они все работают глобально — идет по проторенной дороге. У нас работает специальная служба комплаенса, внедряющая и регулирующая антикоррупционные практики.

Три кита нашего комплаенса

Этика. В холдинге действует свой ценностный фундамент – Кодекс корпоративной этики. В нем зафиксированы миссия компании, принципы ее взаимодействия с сотрудниками, партнерами, потребителями, контролирующими органами, коммьюнити, природой в местах присутствия бизнеса.

Кодекс – западное требование. Но мы фактически формализовали то, что у нас давно работало. Например, при найме персонала в TECHIIA обязательный этап – согласование по ценностям. Так команде легче сработаться, а случайных людей, способных помешать репутации бизнеса, нет.

На случай нарушений нравственного кодекса существует специальный комитет. Он расследует инциденты и обеспечивает защиту обнаружившим коррупционные проявления. Правда, таких кейсов у нас еще не было.

Архитектура компании. Холдинг строит процессы так, чтобы количество ответственных за контакты с внешним миром было оптимальным.

К примеру, в TECHIIA действует единая служба закупок. Она имеет четкие политики работы с поставщиками: критерии выбора, процедуры тендера и проверки качества. Это выгодно не только за счет опта. Централизованные закупки минимизируют риски неразумной экономии и злоупотреблений, поскольку ими занимается ограниченная сбалансированная группа людей.

Наконец, за счет объема мы работаем напрямую либо с производителями, либо с их официальными представителями. То есть с надежными с точки зрения комплаенса партнерами.

Чистота партнеров. Не раз нам предлагали очень большие деньги, историю которых не могли подтвердить. Или «капиталы прошлого», выведенные из страны и поданные под соусом иностранных инвестиций.

Мы не берем на борт партнеров, в происхождении средств которых не можем быть уверены: это риск пойти ко дну вместе. Поэтому службы комплаенса и финансов тщательно проверяют потенциальных инвесторов.

Новый имидж страны

Комплайенс — это дополнительные затраты сил и времени. Обычно их необходимость подразумевает только C-level. Но мы не тратили на объяснение команде много времени. TECHIIA создает контент, мерч и IT-продукты, предоставляет IT-сервис, открывает офисы по всему миру. Для этого нужна крепкая репутация, и сотрудники осознают свою ответственность за нее.

Другое дело, что на репутацию компании сильно влияет рейтинг страны. Комплайенс офицеры международных банков особенно проверяют бизнесы, в структуре которых есть украинский владелец — вплоть до временного блокирования счетов. Приходится выверять каждое микродвижение. Это напоминает таможенный контроль: кто-то проходит по зеленому коридору, а кого-то заводят в отдельную комнату и ухаживают за багажом.

Даже чисто украинской компании, не двигающейся за границу, не стоит расслабляться. Среди ее целевых клиентов могут оказаться международные бизнесы. А они, следуя правилу Know Your Customer, могут отказаться сотрудничать, если сочтут контрагента из Украины недостаточно надежным.

Надеюсь, что компаний, уделяющих комплаенсу достаточно внимания, будет становиться все больше. Мы живем во взаимосвязанной системе, полной «черных лебедей» и эффектов бабочек. Вклад каждого влияет и на