Райффайзен банк требует от клиента кучу чувствительной информации, а кроме того, требует, чтобы тот прекратил контракты по оборонным заказам – так оно выглядит, учитывая содержание письма от банка к клиенту и содержание ответов банка на редакционный запрос.
В моем распоряжении оказалось письмо от Райффайзен банка к его клиенту (предоставлено самим клиентом) с приложением, которым клиент должен добровольно согласиться прекратить выполнение оборонных заказов. А еще от клиента требовалось также раскрыть крайне чувствительную информацию о выполнении оборонных заказов (включая требование предоставить данные о конечном использовании таких товаров).
Я не мог поверить своим глазам. Но в публикации есть сканы с документами, в которых изъяты реквизиты клиента банка. Так что, к сожалению, проблема существует.
В самом банке сначала пытались избежать ответов на простые и однозначные вопросы о смысле этой странной ситуации. Но последним ответом представители банка все же признали наличие позиции, которая выглядит, по меньшей мере, нелояльной к стране, где он ведет бизнес.
Вот эти вопросы были отправлены банку:
1. В каких целях Райффайзен банк требует от клиента информации об участии в оборонных заказах?
2. Как Райффайзен банк гарантирует нераспространение этой информации?
3. Сообщал ли Райффайзен банк в Национальный банк Украины, Службу безопасности Украины о своем запросе по выполнению оборонных заказов клиентами?
4. В чем причина того, что Райффайзен банк требует от клиента прекратить и/или не выполнять заказы товаров и услуг оборонного и двойного назначения?
Первое письмо от банка в мой адрес не содержало ответа на 3 и 4 вопросы. Но именно четвертый вопрос меня интересовал больше всего. Так что последовала довольно оживленная переписка, которая выглядит так, что пресс-служба банка все же решилась признать, что он не хочет видеть среди своих клиентов предприятия, выполняющие оборонные заказы.
Вот первый ответ – выглядящий как изысканная отписка(здесь и далее приведены переводы на русский с оригинального текста):
“Комментарий прессслужбы Райффайзен Банка:
«Согласно ст.11 Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» Райффайзен Банк как субъект первичного финансового мониторинга обязан осуществлять меры надлежащей проверки клиентов, в частности, изучение деятельности клиента с установлением характера и целей финансовых операций, осуществляемых клиентами с использованием услуг банка. Банк имеет право истребовать, а клиент обязан предоставить информацию (официальные документы), необходимые для осуществления надлежащей проверки.
Согласно стандартам банка и Группы РБИ, деятельность в сфере обороны, операции с продукцией военного/двойного назначения являются особенно чувствительной отраслью деятельности, подлежащей детальному изучению/анализу со стороны банка. Меры по надлежащей проверке преследуют цель поддержания в актуальном состоянии имеющейся в банке информации о деятельности клиента и не предусматривают негативных последствий для дальнейшего обслуживания клиента.
При этом вся информация о деятельности и финансовом состоянии клиента, которая стала известной банку в процессе обслуживания клиента, является банковской тайной, раскрытие/передача которой осуществляется исключительно в случаях и оснований, определенных законодательством Украины.
Если у клиента есть дополнительные вопросы, работники банка могут предоставить ему все разъяснения и помощь».
А вот последний ответ с признанием, что банк не желает клиентов, работающих на Победу:
“Можем добавить от пресс-службы Райффайзен Банка следующее.
Банк никак не требует от клиента прекращения его деятельности, связанной с оборонным сектором. В то же время, в соответствии с политиками международной финансовой группы и банками-корреспондентами, банк имеет определенные ограничения при обслуживании компаний оборонного сектора и производства продукции двойного назначения. С целью изучения деятельности клиента банк направляет документы, на которые вы ссылаетесь: письмо об обновлении клиентских данных, являющееся требованием законодательства, и приложение к нему, содержащее возможные варианты, приемлемые для разных категорий клиентов. К сожалению, обобщенный запрос не дает возможности дать более подробный ответ. В любом случае, клиенты могут обратиться в банк за детальной консультацией.”
На этом на утро 22 января наша переписка исчерпалась.