Технологии так быстро и радикально меняют образование, что эта тема стала одной из ключевых тем Давосского форума 2016. Помогать изменениям или сдерживать, куда внедрять в первую очередь и как, какие преимущества и какие риски несет цифровая революция образованию? Мы собрали в одной статье все ключевые теории и идея о будущем образования. Теперь у вас есть время подготовиться.
На специальной сессии Давосского форума, посвященной будущему образования эксперты сошлись по двум основным тезисам:
Во-первых, развитие технологий несомненно повлияет на рынок труда. В первую очередь, это касается низкопрофессиональной работы, не требующей принятия комплексных креативных решений. Это, в свою очередь, повлечет за собой изменение в распределении благ в мировом обществе. Люди, которые смогут повысить свою профессиональность и научиться творчески и быстро решать комплексные задачи, останутся у руля и, благодаря новым технологиям, станут еще более ценными кадрами. Те же, кто не сможет вовремя перестроиться, останутся за бортом, без работы или на низкооплачиваемых позициях. Это самое вероятное развитие событий.
Во-вторых, для того, чтобы "не выпасть" из технологического процесса и не остаться на задворках социальных благ, важно постоянно развиваться и учиться. Уже сейчас это самый востребованный навык для человека. На уровне государств и корпораций важно придумать формат обучения людей, который сможет решить задачу постоянного и актуального развития. Кроме того, учитывая возрастающие территории военных конфликтов и проблемы беженцев в Европе, такой формат обучения должен быть максимально доступным.
На пороге революции
Мир как будто затаился в ожидании. Все понимают, что изменения уже на пороге, но никто точно не знает, какой именно качественный переход ждет нас в ближайшем будущем. Проблема в том, что у нас нет роскоши ждать дальше, изменения необходимы уже сейчас. Как говорит СЕО корпорации Infosys доктор Вишал Сикка: "Пришло время спросить себя - будет ли система глобального образования лишь ждать и реагировать на то, как на четвертую промышленную революцию реагирует бизнес, или же система образования станет одним из основных игроков в формировании этой революции. Проактивный подход сейчас - хорошая основа будущего человечества".
Обсуждение в Давосе привело к осознанию важного факта - мы больше не можем пользоваться ограниченной и закостенелой системой классического образования. Она вырабатывает навыки слишком долго, и львиная доля полученных школьниками и студентами знаний не пригодится им в будущем. В то же время, и резко перескочить на какие-то новые системы обучения, всем миром мы не можем. Общество должно выработать свой путь и свой вариант. Что взять у старого, и к чему стремиться в новом? Сравним и рассмотрим плюсы и минусы классической системы и новых вариантов учебы, связанных с новыми технологиями.
Традиционное образование.
Если вы хотите разобраться, как сформировалась традиционная система образования, то надо вернутся на 300 лет в самую большую мировую империю - Британскую, рассказывает доктор Сугата Митра, профессор технологий образования из Индии, в выступлении на TEDx. Он говорит: "представьте империю, которой нужно управлять огромной территорией, раскиданными по всей планете колониями. И все это без компьютеров, телефонов и Интернета, сохраняя информацию на бумаге и месяцами путешествуя на кораблях. Но викторианцам удалось это сделать. Как? Они создали всемирную сеть из людей, они создали бюрократию ". Чтобы такая система функционировала, нужно было очень много людей. И британцы создали машину выпуска таких людей - школу. Школы выпускали людей, которые становились элементом бюрократической административной системы, каждый элемент имеет сходные задачи, а значит и функционирует похоже. Отсюда берет свои корни долгая традиция, которая "чешет всех под одну гребенку": не выделяться, делать как все - тогда тебя похвалят. Писать, читать и считать - основные требования, которые были важны 300 лет назад. В последствие, благодаря Первой промышленной революции, к ним добавились специфические навыки для производства, которые еще больше усилили потребность в похожих людях с одинаковыми функциями.
Сегодня мир изменился - изменился бизнес и наша ежедневная жизнь. Совсем другие вещи необходимы людям в работе, да и для обычной жизни, чтобы обрабатывать огромные массивы информаций, нужны другие навыки. А в школах по-прежнему запоминание ценится больше, чем любопытство, поиск необычных решений и креативность.
Как подметил экс-премьер-министр Великобритании Гордон Браун на сессии Давоса, посвященной будущему образования, "посмотрите на школьные классы - за исключением некоторых деталей, они такие же, как и в XIX веке: парта, доска, учебник". Есть и положительная сторона традиционного обучения - это учитель. Гордон Браун: "Если спросить человека, кто кроме членов семьи сильнее всего повлиял на него в детстве, часто вы услышите ответ: "Учитель". Есть потрясающие талантливые учителя, их много." Это самая сильная сторона образования - носители знаний, вдохновитель, в идеальной ситуации - лидер и авторитет.
Проблемы онлайн
Довольно размытое пока понятие, которое включает новые возможности, появившиеся с приходом в нашу жизнь Интернета и новых технологий. Это и специфические инструменты, которые по мелочам сейчас используют в образовании (специальные обучающие компьютерные программы, видео-уроки, рассылка домашних заданий на имейл), и глобальные, Массовые открытые курсы дистанционного обучения (MOOCs).
Их основные плюсы - доступность и оперативность. Нам не надо собирать учеников в определенном помещении, нанимать огромный штат учителей и обслуживающего персонала. Пару кликов - и вы проходите онлайн-курс Гарварда. Массовые открытые курсы дистанционного обучения помогают решать важную проблему традиционного образования - актуализировать обучение, давать возможность изучать именно те навыки, которые точно понадобятся человеку для бизнеса в ближайшее время. В противовес, во многом оторванному от действительности традиционному образованию.
По данным исследования "В цифрах" - открытые массовые онлайн-курсы в цифрах от Class Central, за прошлый год количество слушателей онлайн-курсов выросло приблизительно вдвое - до 35 миллионов студентов. В то же, время, только 5-10% слушателей проходят курс до конца. Большинство смотрят лишь избранные лекции. Частично это связано с тем, что человек выбирает только самые нужные материалы, самостоятельно формируя собственный пул знаний. С другой - часто обучение просто откладывается, потому что нет достаточной внешней мотивации, никто не задает домашние задания, нет того самого учителя - "вдохновителя", помощника или строгого контролера. Другая важная проблема - как мы можем оценить качество знаний, полученных онлайн. Сейчас нет единой системы оценки и MOOCs не пользуются серьезным доверием. Это хороший дополнительный инструмент для саморазвития, но на конкуренцию с традиционными университетскими курсами они пока не претендуют.
Будущее уже наступило
Все эксперты сходятся - время изменений в образовании уже настало. Проблема в том, что никто пока не знает в какой форме они произойдут. Есть несколько моментов, работа над которыми идет уже сейчас. Они позволят создать базу для трансформации образования в будущем.
- Расширение Интернет-покрытия. Сегодня 4 миллиарда человек все еще находятся оффлайн. В первую очередь, это касается наименее развитых стран и территорий, на которых проходят военные действия. Удаленное образование - неплохой вариант для решения проблемы, но важно обеспечить им доступ онлайн. Например, в конце прошлого года стало известно о планах Facebook Inc. обеспечить Интернетом часть Африканского континента. В сотрудничестве с французской компанией Eutelsat Communications, Facebook запустит спутник AMOS-6, который охватит большую часть Западной, Восточной и Южной Африки. Спутник будет запущен в этом году.
- Сбор точных данных об обучении и глобальная система измерения уровня знаний. Наша цель - сделать обучение общедоступным. Но Европейский кризис беженцев открыл и другую проблему - большая преграда для включения людей в систему образования принимающих стран - полное отсутствие документов о том, какой уровень образования они получили в своей родной стране. Нам необходима цифровая идентификация - надежная, проверенная и мобильная, которая хранит индивидуальную информацию о человеке и может быть использована в любых странах по всему миру. Сделать все, чтобы образование, участие в различных инициативах и практика не были привязаны к одному учреждению или стране. В диалог по поводу создания такой "глобальной идентичности" с помощью новых технологий уже включились 61 страна благодаря международной группе The Research and Education FEDerations (REFED). При этом конфиденциальность продолжает оставаться главным камнем преткновения в обсуждении. Перейти к глобальной идентичности поможет международный процесс обмена информацией, а работа с большими данными сделает это технически возможным.
- Какой именно микс традиционного и нового образования необходим. Это самый важный вопрос, и самый неоднозначный.
Благодаря новым технологиям разрабатываются самые разные смелые подходы к образованию. К примеру, доктор Сугата Митра, профессор технологий образования из Индии, провел глобальное исследование, которое назвал "Дыра в стене" и пришел к выводу, что человек - самообучаемое существо. 15 лет назад он преподавал информатику в Нью Дели. Рядом с его офисом находились трущобы. Он начал свое исследование, вырубив дыру в стене своего офиса и установив там компьютер. Он предоставил доступ к Интернету детям, которые не имели дело с новыми технологиями раньше и не знали английского. Профессор не давал никаких дополнительных инструкций. Через 8 часов он обнаружил, что дети научились выходить в Интернет и пользоваться другими программами.
Сугата Митра повторил этот эксперимент много раз. Сложность исследований постепенно росла. В итоге он задался вопросом - смогут ли дети из небольшой индийской деревни выучить курс биотехнологии ДНК только с помощью уличного компьютера с системой на английском языке. Дети ничего не знали про ДНК до начала эксперимента, а через два месяца тестирование показало 30% знаний по предмету. Профессор поставил цель довести знания до 50% и по его теории, для этого детям нужен взрослый, который не будет им ничего объяснять, но будет сопереживать, хвалить за успехи и подбадривать. И ему это удалось. Прошло около 15 лет с начала эксперимента и сегодня профессор ведет глобальный проект "Школа в облаке", создавая самоорганизовывающиеся учебные пространства (SOLE). На его взгляд, обучение состоит из трех составляющих:
- Интернет
- Взаимодействие. Обучение происходит в группах по всему миру.
- Похвала и поощрение. Профессор активно привлекает к удаленному преподаванию людей пенсионного возраста, используя забавное название "Облако бабушек", и формируя таким образом группу медиаторов, задача которых - не объяснять предметы, а задавать правильные вопросы, которые заинтересуют, вдохновят детей узнать больше.
В таких школах не нужны учителя на местах, только один человек, который отвечает за безопасность детей. Знания и навыки генерируют благодаря общению друг с другом, Интернету и вдохновению. Подробнее об исследовании и проекте.
Этот пример довольно экстремальный. Большинство спикеров Экономического форума в Давосе поддерживают более аккуратную позицию по поводу замены классического образования новым. Они говорят скорее о важности дать квалифицированным преподавателям традиционной школы больше возможностей обучения, благодаря новым технологиям. Гордон Браун на сессии о будущем образования сказал: "Я бы хотел предоставить лучшие технологии учителям, чтобы они еще больше вдохновляли учеников и студентов". Профессор Анант Агарвал, CEO платформы открытых онлайн-куросв EdX, говорит: "Массовые онлайн-курсы - настолько сильный инструмент, что развивающиеся новые технологии в любом случае "вынесут" его на передовые позиции в обучении, этот процесс не нужно регулировать централизовано. Задача общества и государств - создавать платформу для возможности такого развития." Тем не менее, в ближайшее время, мы вряд ли увидим полную замену традиционного образования. Онлайн-курсы будут важным инструментом для расширения возможностей доступа к учебе, и как важный дополнительный способ обучения. Также велика роль MOOC в быстром реагировании на потребности рынка труда. Для каждого человека - это возможность эффективно и оперативно развиваться в направлении, нужном уже сейчас для того, чтобы не уступить новым технологиям свое рабочее место.
Лидеры мнений в Давосе четко сформировали тезис: "Чтобы не стать заложниками технологий, важно менять принципы обучения". Пока такой глобальный механизм не отработан, появляются отдельные идеи, как сделать переход возможным. Сколько времени понадобится на формирование нового типа обучения - пока сложно прогнозировать, но эксперты уже говорят о том, что общество слишком инертно реагирует в сфере образования на развитие технологий, что в будущем может привести к глобальному кризису образования и взлету показателей безработицы.
Источники:
- Доктор Вишал Сикка, СЕО Infosys "Какое образование нам нужно в будущем"
- Asmaa Abu Mezied, Исследователь и бизнес специалист по развитию Small Enterprise Center "Какую роль сыграет образование в Четвертой промышленной революции"
- Проект и исследование доктора Сугаты Митры
- По результатам Давосского экономического форума - 2015: Определение будущего: будущее обучения
- Сессия форума Давоса "Будущее образования".