В воскресенье, 28 февраля, премьер-министр Арсений Яценюк завил, что существует необходимость продажи на аукционе 1 млн га государственных земель. "Считаю, что необходимо продать на открытом прозрачном аукционе 1 миллион гектаров именно государственной земли, которая сегодня находится в теневом и коррумпированном обороте", - сказал премьер, подчеркнув необходимость проведения земельной реформы. Однако имеет ли в виду премьер все госземли или все же аграрную их часть, Яценюк не уточнил.

Напомним, в 2015-м Министерство аграрной политики и продовольствия заявило, что в этом году распаюет все 200 000 га государственной земли, которая находится на балансе министерства. Однако продажа земель сельхозназначения до сих пор не разрешена - продленный депутатами в прошлом году мораторий действует до 2017 года. При этом обещание правительства разработать до 1 марта 2016 года законопроект об обороте сельхозземель выполнено лишь наполовину.

Законопроект, по словам главы Государственной службы геодезии, картографии и кадастра Максима Мартынюка, разработан ведомством и передан на согласование правительству. Однако в Кабинете министров, по информации ЛІГА.net, законопроекту достаточно времени не уделили - на сайте парламента в указанные сроки документ не появился.

Марьян Заблоцкий, председатель Украинского общества экономических свобод, заместитель председателя Украинской аграрной ассоциации, утверждает, что на данный момент пакет соответствующих законопроектов не готов из-за того, что чиновники будто бы пытались вписать в него различные коррупционные схемы, например норму о том, что все операции по купле-продаже земли должны проводиться исключительно через специализированное госпредприятие. "Говорят, что против этой схемы выступили другие министерства, поэтому движение земельной реформы внутри Кабмина приостановилось. Кстати, обо всех этих сделках можно узнать только кулуарно, ведь никаких реальных законопроектов государственные органы на своих сайтах не вывешивают", - отмечает эксперт. 

Читайте также Рынок земли: полшага вперед, или Дорогой эксперимент

ЛІГА.net проанализировала, сколько земли сосредоточено "в руках государства" и какие регионы смогут обогатить госказну в случае снятия моратория на продажу земли сельскохозяйственного назначения.

Земельный рейтинг регионов

По данным Государственного земельного кадастра, на территории Украины на сегодня около 2 млн га земель государственной формы собственности, которые не переданы в пользование. Половина из этих 2 млн га потенциально может быть выставлена на продажу. "Произойти это может только после того, как Верховная Рада примет закон об обороте земель сельхозназначения и прекратит свое действие мораторий на их продажу. Осуществляться такая продажа может исключительно через открытые аукционы", - пояснил в комментарии ЛІГА.net Максим Мартынюк. Большая часть этих официально свободных на сегодня земель не пустует, добавляет чиновник. "К сожалению, в условиях, когда отсутствует эффективный механизм контроля за использованием земель, они могут находиться в теневом обороте. Возможно, арендную плату за них кто-то и получает, но точно не бюджет", - говорит Мартынюк. 

Согласно информации Госгеокадастра, в Украине всего 10,4 млн га сельхозземель, из которых пашни (продуктивная земля, представляющая для аграриев наибольший интерес) - чуть более половины. Причем распределены они в силу разного рельефа и климатических особенностей очень неравномерно.

В первой пятерке самых богатых агроземлями регионов Украины - Одесская, Днепропетровская, Полтавская области. При этом первенство по площади пашни - у Харьковской области. Учитывает в общем объеме латифундии Госгеокадастр и Крым - на полуостров приходится 559 000 га агроземель, из которых половина - пашня. 

Читайте также Кому выгодно сохранение моратория на продажу сельхозземли

При этом самыми бедными агроземельными регионами Украины являются западные области - Ивано-Франковская, Закарпатская и Черновицкая. 

Аренда как заработок

Пока продавать агроземли нельзя, регионы пытаются привлекать деньги за счет сдачи участков в аренду. В частности, по данным Госгеокадастра, в прошлом году от аренды земель сельскохозяйственного назначения было привлечено в бюджет 38,4 млн грн.

Самые дорогие агроземли, исходя из стартовой цены, в 2015 году были в Одесской, Львовской и Волынской областях. В первой - по причине того, что земля находится в привлекательной для земледелия климатической зоне. Дороговизна же агроземель Западной Украины, в частности, во Львовской и Волынской областях, объясняется ее дефицитом в этих регионах. При этом в Одесской, Львовской и Хмельницкой областях в результате торгов за право аренды получен самый высокий выторг.

Дешевле всего арендовать участок земли можно было в Черновицкой области - всего за 20 000 грн в год сдавался в аренду участок в 130 га. Однако арендодатели подняли его стоимость в результате торгов в 12 раз - до 240 000 грн. 

Примечательно, что в столице в прошлом году земучастки сельхозназначения не сдавались.

Читайте также Цена чернозема: сколько на самом деле стоит земля Украины

Спешить медленно

Спекулятивное заявление премьера о продаже земли было воспринято негативно. По словам внефракционного депутата, члена парламентского комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений Олега Кулинича, в Украине существует множество гораздо более важных аспектов земельной реформы, чем анонсированная премьером продажа. "Я понимаю, что за 10 минут трудно определить все аспекты земельной реформы, и надо сказать, что самое главное. Но неужели продажа миллиона гектаров государственной земли - это ключевой приоритет земельной реформы? У нас все нормально с кадастром? У нас перестали брать взятки при решении земельных вопросов? У нас решен вопрос передачи функций управления государственными землями на места?" - возмущен депутат. По мнению Кулинича, введение в оборот сельскохозяйственных земель государственной собственности нужно при двух условиях. "Во-первых, земли государственных сельскохозяйственных предприятий должны продаваться не раньше того, как их работники получат земельный пай. А во-вторых, государственные земли сельскохозяйственного назначения должны быть переданы местным общинам, и решать, продавать их или нет, должны органы, избранные людьми, а не назначенные в Киеве", - говорит парламентарий. Кулинич акцентирует внимание на том, что средства, полученные от такой продажи, должны идти в местный, а не в государственный бюджет. 

Читайте также Крепостное право: кто на самом деле затормозил земельную реформу

По мнению завкафедрой землеустроительного проектирования Национального университета биоресурсов и природопользования Украины, члена совета ассоциации Земельный союз Украины Андрея Мартына, принимать разработанный Госгеокадастром законопроект парламент пока не собирается. "Мораторий в нашей стране гипотетически можно снять в междувыборный период, ибо тема электорально очень неблагодарна. Большинство населения вполне искренне убеждено, что земля - это последнее, что осталось в государственной собственности, и сейчас это за бесценок скупят иностранцы. Политики эти фобии давно взращивали и успешно на них паразитируют", - говорит он. Мартын считает, что политически снятие моратория станет возможным, когда оно будет нормально восприниматься городскими жителями, которые в подавляющем большинстве "не в теме". "При разработке стратегии развития сельских территорий мы внесли предложение провести в отдельных регионах государственно-правовой эксперимент по "приоткрытию" рынка, что должно помочь постепенно приучить общество к рыночному обороту сельхозземель и позволит избавить общество от фобий. Но к этой идее должен "привыкнуть" политикум", - уверен Мартын.

Читайте также Pro et contra. Станет ли земельный мораторий панацеей для аграриев

Аграрии же говорят, что не готовы к открытию рынка земли, поскольку для них сейчас труднодоступны кредитные ресурсы, а из-за девальвации практически у всех возникли проблемы с оборотным капиталом. С другой стороны, как ранее писала ЛІГА.net, среди крупных аграриев-арендаторов существует опасение, что в случае открытия рынка земли их арендованные массивы уйдут с молотка. Однако, утверждает Мартын,договор аренды не прекращается в случае продажи участка. "Они больше боятся того, что новые собственники лишат их спокойной жизни: люди, которые заплатят деньги за покупку земли, попытаются "отбить" затраты, и с ними впредь договариваться об условиях пользования будет намного дороже, чем с рядовыми селянами", - говорит Мартын.