Электронная система госзакупок ProZorro оказалась, возможно, наиболее эффективной инвестицией гражданского общества: она не стоила бюджету ни копейки и уже сэкономила около миллиарда гривень. Новая система тарифов, которая была утверждена Кабмином, поможет закрепить успех пилотного проекта и обеспечить перевод всех тендеров в электронный формат
На днях утвержден важный документ для грядущего перевода всех госзакупок в ProZorro. Речь идет о ставках тарифов за участие в тендерах. Я хочу детально рассказать о том, какая логика была заложена в эту систему. Во-первых, потому что тарифы - один из самых часто задаваемых вопросов со стороны СМИ. А во-вторых, главный принцип системы (и мы не собираемся его менять) - прозрачность.
Итак, какая логика заложена в тарифах. Мы исходили из того, что система не должна зарабатывать, но при этом должна быть самоокупаемой, что позволит гарантировать ее независимость. При этом для государства (всех госзаказчиков - госкомпаний, министерств, ведомств, коммунальных предприятий и т.д.) использование системы будет бесплатным. Кроме того, мы считаем, что расходы системы не должны ложиться на плечи налогоплательщиков, которые не участвуют в публичных закупках. Обычный инженер не должен платить за обслуживание системы ProZorro, которой он не пользуется. А вот если речь идет о предпринимателе, который через ProZorro продает государству свои товары и услуги, то он как бизнесмен должен платить за использование системы.
Без копейки из бюджета
Хочу напомнить, как построена работа системы. На ее создание не было использовано ни копейки средств плательщиков налогов. Проект финансируют международные донорские организации и частные торговые площадки под надзором Transparency International. Полученные от доноров средства были потрачены на разработку ПО и написание кода - это весьма трудоемкий и дорогостоящий процесс. Кроме того, требовалось финансировать закупку оборудования, ведь развернуть такую систему, которая выдержала бы одновременную работу десятков тысяч тендерных комиссий по всей стране, непросто. Еще одна статья расхода - маркетинг публичных закупок. До реформы государство делало очень мало для того, чтобы привлечь бизнес в госзакупки и повысить конкуренцию. Мы же считаем это первоочередной задачей. За прошлый год команда ProZorro провела более 100 семинаров по всей стране, чтобы обучить заказчиков и представителей бизнеса работе с системой. А с мая на платформе Prometheus стартует первый в Украине массовый государственный онлайн-курс "Публичные закупки", тоже бесплатный для всех желающих.
Всего на проект было направлено около $350 000. Для сравнения: готовую корейскую систему (которую для наших нужд еще пришлось бы адаптировать) нам предлагали купить за $10 млн. Разница очевидна.
Стоимость участия
Тем не менее сделать систему полностью бесплатной невозможно. Да, доноры поддержали и продолжают поддерживать систему на этапе ее становления. Но так не будет продолжаться вечно - мы должны учиться работать самостоятельно. Даже когда система выйдет на плановый уровень, ее нужно будет обслуживать и поддерживать в работоспособном состоянии. Кроме того, необходимо будет усовершенствовать: как и любой другой софт, она должна развиваться, удовлетворять новым потребностям, а еще и закрывать возможности для махинаций, которые будут искать нечистые на руку игроки. Это требует финансирования. По нашим оценкам - около 35-50 млн гривень в год. С учетом размера экономии, которую уже позволила получить ProZorro, сумма мизерная. Однако мы считаем, что не имеем права брать эти деньги из бюджета. По нашему мнению, эти средства должны платить те, кто зарабатывает на тендерах, то есть поставщики: компании и физлица-предприниматели.
Главный вопрос - сколько будет стоить участие в государственных тендерах. На этапе пилота мы выработали стоимость в 170 грн за участие в тендере дороже 35 000 грн. Более сложную шкалу на этапе пилота просчитывать не имело смысла, поскольку пилотные торги ограничивались допороговыми суммами (до 200 000 грн для товаров и услуг и в 1,5 млн грн для работ).
Однако с 1 апреля, когда в ProZorro будут переведены все крупные тендеры в стране, есть смысл применять прогрессивную шкалу. Мы начали буквально с минимума - одного необлагаемого налогом минимума (17 грн) за участие в тендере стоимостью до 20 000 грн, ведь внося даже минимальную плату, поставщик начинает серьезнее относиться к закупке. Кроме того, мы зафиксировали максимальный тариф в размере 100 минимумов (1700 грн) за участие в тендерах стоимостью более 1 млн грн. Таким образом, чем больше привлечено участников на торги, тем больше зарабатывают площадки и тем больше конкуренция на торгах и ниже затраты бюджета. Выигрывают все.
Для сравнения, в Грузии зафиксирована сумма в $25 (около 700 грн). При этом платят как заказчики, так и поставщики независимо от размера тендера. В Австрии - в среднем около 200 евро, или 6000 грн. Как видите, у нас тарифы более чем скромные.
Внутренняя кухня
Чуть подробнее о расходной части: куда будут направляться эти деньги. ProZorro - двухуровневая система, состоящая из центральной базы данных, а также подключенных к ней торговых площадок. Таким образом, вся сервисная нагрузка и обслуживание клиентов ложатся на плечи площадок, они отвечают за доступ к системе. Вместе с тем государство поддерживает работу ЦБД, ее защиту и т.д. Исходя из этого, есть всего три вида платежей:
1. Плата поставщика электронной торговой площадке за поданное предложение. Утвержденные тарифы (прогрессивная шкала) составляют от 17 до 1700 грн в зависимости от суммы тендера.
2. Плата, которую электронная торговая площадка направляет системе. Часть полученной от участника суммы площадка оставляет себе, а часть (тоже фиксированную) отдает системе ProZorro.
3. Плата, которую возвращает система ProZorro площадке, с которой на тендер пришел заказчик. С ее помощью мы хотим добиться того, чтобы качественно обслуживали как поставщика, так и заказчика. Это позволяет мотивировать площадки предоставлять лучший сервис и воевать не только за поставщиков, но и за заказчиков. Это стимулирует конкуренцию и повышает сервис - функцию, с которой государство редко справляется на "отлично".
Таким образом, предложенная система тарифов решает сразу несколько задач. Во-первых, она позволяет системе быть самоокупаемой и не брать деньги из госбюджета. Во-вторых, она позволяет стимулировать торговые площадки активно привлекать поставщиков к тендерам. И в-третьих, через систему обратных платежей мы мотивируем площадки предоставлять качественный сервис государственным заказчикам, для которых использование системы - бесплатно.
Расчеты и прогнозы
На основе статистики за 2014 год мы прогнозируем, что в 2016-м в ProZorro будет проведено около 25 000 надпороговых тендеров. На каждый объявленный тендер ожидается в среднем три предложения. Средний взвешенный тариф за участие в тендере в 2014 году составил 470 грн. Таким образом, на 2016 год мы получаем прогнозные поступления от поставщиков за участие в тендерах в размере 35 млн грн.
Из этих денег на нужды площадок пойдет 22 млн грн в год. Ожидается, что в 2016-м будут подключены 10 площадок, поэтому на каждую из них придется около 180 000 грн в месяц. Эта сумма пока не покрывает даже операционных затрат, не говоря о возможности окупить те средства, которые площадки уже инвестировали в разработку, подключение и дальнейшее развитие системы (каждая площадка инвестировала более $10 000 в подключение, затраты же на собственную разработку трудно оценить, они колеблются от $30 000 до 50 000).
В 2017 году система выйдет на самоокупаемость. Однако платы за обязательные процедуры с трудом хватит даже на поддержку инфраструктуры площадок. Соответственно, площадки будут заинтересованы в повышении качества в допороговых торгах, чтобы сделать их интересными для заказчиков. По закону, в допороговых торгах закупщик может просто загрузить отчет о сделке и не использовать конкурентную процедуру, если торги не будут интересны закупщикам. Хотите заработать? Делайте так, чтобы заказчики понимали ценность этих процедур для себя.
Как видите, логика построения тарифов основана на успешной работе пилотной системы и прогнозных расчетах на 2016 год. Кроме того, она стимулирует конкуренцию площадок и обеспечивает независимость системы. Мы готовы стартовать с 1 апреля.
начальник департамента госзакупок Министерства экономики