На прошедших выходных, 19-20 марта, практически все сети АЗС одновременно повысили цены на нефтепродукты. Причем крупнейшие трейдеры подняли цены на 1 грн/л, у более мелких сетей рост составил от 30 до 60 коп./л на все виды топлива. 

Исключением стала группа Приват, владеющая крупнейшей сетью АЗС в стране более чем из 1500 заправок. Приватовцы продолжают политику демпинга и сохранили стоимость бензина и дизельного топлива на прежнем уровне.

ЛІГА.net разобралась, есть ли предпосылки для роста цен на нефтепродукты и что потребителям ожидать в ближайшем будущем.

Рост за ростом

Наибольший рост цен на бензин и дизельное топливо наблюдался в сетях крупнейших национальных операторов. WOG, OKKO, Shell и SOCAR повысили стоимость всех видов топлива на 1 грн за литр. Бензин А-95 теперь стоит в этих сетях 21,99 грн/л, дизтопливо - 18,99 грн/л.

У региональных сетей (KLO, Нефтек, Надежда, Татнефть и других) цена топлива выросла не так кардинально - на 10-60 коп./л на всю линейку продукта. Таким образом, в среднем за выходные бензины А-92 и А-95 подорожали в Украине на 1,6%, А-95 Premium - на 2,1% и дизельное топливо - на 2%, по данным компании UPECO.

Единственной крупной сетью, воздержавшейся от повышения цен, стали АЗС группы Приват. На ее заправках (ANP, Укрнафта, Сентоза, Авиас) по-прежнему продаются самые дешевые нефтепродукты в стране. Это объясняется наличием у Привата собственного производства топлива (Кременчугский НПЗ) и низкой зависимостью от импортных нефтепродуктов, доля которых в других сетях составляет 100%. Теперь разница в ценах на АЗС Привата и заправках самых дорогих брендов составляет почти 20%, или 4 грн/л.

Удорожание нефти и нефтепродуктов на внешних рынках стало главным фактором повышения розничных цен, считает аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко.

"Только за последний месяц импортное топливо, которое обеспечивает более 80% украинского рынка, подорожало в Европе в среднем на $100 за тонну, а стоимость нефти выросла на 25%, - говорит он. - При этом розничные и оптовые цены в Украине на самый популярный бензин А-95 за этот период практически не менялись".

"С учетом изменений цен на мировых рынках нынешнее повышение стоимости топлива на АЗС объективно, - считает директор консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн. - По нашим расчетам, в первой декаде апреля цены на А-95 в крупных сетях составят около 22 грн/л, на дизтопливо - 19 грн/л. Это синхронизирует цены с нефтяными котировками и курсом валют".

Что дальше

Сохранение динамики роста на нефть и импортное топливо, а также нестабильность гривни неминуемо приведет к дальнейшему удорожанию бензина и ДТ на украинских заправках.

"Нужно понимать, что многие трейдеры искусственно сдерживали цены в феврале, опасаясь резкого снижения объемов реализации, - говорит заместитель генерального директора НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев. - Поэтому нынешний рост цен еще не предел, и если курс гривни будет нестабильным, а европейские цены на топливо продолжат расти, можно ожидать еще одного повышения в Украине уже в ближайшее время".

Чтобы сдерживать рост стоимости топлива, государство должно пересмотреть фискальную политику в отношении нефтетрейдеров. Самым простым шагом является фиксация акцизов на нефтепродукты в национальной валюте, считает Сиренко.

На сегодня, по данным Минэнерго, импортная составляющая в структуре стоимости топлива - более 80%, из которых налоги, уплачиваемые в евро, - более 40%.

"Пока государство просто не готово к повышению цен на нефть, - отмечает он. - Если гривня подешевеет до 30 грн/$, а нефть продолжит рост и достигнет котировок годичной давности, нас вполне может ждать бензин по 50 грн/л".