Как построить карьеру своей мечты? Если начать достаточно рано, правильно определить цель и составить хороший план для ее достижения, выстроить идеальную карьеру не составит труда. Не значит ли это, что обучение детей такому планированию существенно повышает их шансы на успех? Победительница конкурса MindSketch от VoxUkraine Виталия Яремко предлагает свой вариант, как должен выглядеть школьный курс карьерного планирования.

 

Эффективное управление карьерой помогает людям лучше реализовать свой потенциал и найти работу, которая соответствует их умениям. Профориентация является неотъемлемой составляющей школьной программы в Чехии, Финляндии, Германии, Корее, Норвегии, Великобритании. В Украине карьерное планирование на уровне школы менее развито. В лучшем случае оно присутствует в некоторых школах как факультатив.

 

К чему приводит отсутствие внимания к профориентации

Низкий уровень развития карьерного планирования ведет к явным и неявным потерям. Явные - молодежная безработица и несоответствие квалификации выполняемой работе. По данным Госстата, уровень безработицы среди украинской молодежи стабильно выше, чем в других возрастных группах: 15,7-23,1%. Кроме того, около 30% молодежи “слишком образованы“ для занимаемых позиций, а 52% вообще работают не по специальности. Однако временная безработица - не единственный результат некачественного карьерного планирования. Нетрудоустроенная молодежь хуже реализует себя на рынке труда и во взрослом возрасте. К тому же безработица приводит к более высоким государственным расходам из-за выплаты пособий и недополученным налоговым платежам.

 

Журналисты The Economist выделяют и другие последствия: более высокая склонность к долгосрочной безработице, преступности и проблемам со здоровьем. Все эти проблемы влияют и на экономическую ситуацию в Украине в целом. 

 

62,3% респондентов отметили, что они не согласились бы приобретать профессионально-техническое образование, даже если при этом получали бы большую заработную плату и имели более стабильную работу 

Примечательно, что проблемы молодежной безработицы и несоответствия между образованием и работой существуют в обществе, где около половины молодежи учится или уже имеет полное высшее образование. И лишь 1,7% населения в возрасте от 15 до 29 лет - только начальное. Более того, для двух третей студентов украинских университетов высшее образование - всего лишь вопрос престижа. К примеру, 62,3% респондентов исследования International Labour Organization Агентства ООН по вопросам регулирования трудовых отношений отметили, что не согласились бы учиться в профтехучилищах, даже если при этом получали бы большую зарплату и имели более стабильную работу. Это наводит на мысль, что Украина расходует 6,1-7,3% ВВП на образование неэффективно. Большая часть полученных знаний и навыков так и не используется в работе. Однако развитие профессиональной ориентации может улучшить ситуацию.


Ситуация в Украине

Согласно концепции государственной системы профессиональной ориентации, принятой в Украине в 2008 году, за профориентацию детей и молодежи отвечает Министерство образования и науки. С 2008 года оно разработало и утвердило несколько выборочных курсов для 8-11 классов. Их запуск - шаг вперед, но пока их влияние на карьерную грамотность украинских школьников достаточно ограниченно. Такие курсы остаются недоступными для детей младшего возраста и не входят в основную часть школьной программы. Как правило, это всего лишь несистематические лекции классного руководителя, завуча или школьного психолога. 

 

Как проблемы экономического развития в Украине и недостаток профессиональной ориентации в курсе школьного образования связаны между собой? По сути, эту связь можно объяснить с помощью развития человеческого капитала и продуктивности.

 

Профессиональная ориентация, которую получают школьники 1-7 классов, является в основном необязательной и имеет вид несистематических лекций классного руководителя, завуча или школьного психолога 

 

Во-первых, теории развития ребенка и карьерного развития утверждают, что планировать карьерный путь ребенка никогда не рано. Раннее карьерное планирование позволяет ребенку рассматривать альтернативы, определять цели, создавать планы достижения этих целей, оценивать успех в их достижении. Все эти навыки очень важны для достижения успеха во взрослой жизни, считает сотрудник американского Университета Линкольна Керолин Магнусон. Очевидно, что отсрочка начала этого процесса на несколько лет приводит к менее эффективному использованию потенциала развития ребенка. Конечно, родители играют основную роль в его развитии. Однако экономическая ситуация в Украине такова, что родители не всегда способны эффективно планировать даже свой карьерный путь. Поэтому маловероятно, что они могут помочь в этом своим детям.

 

Во-вторых, удовлетворение от работы напрямую связано с продуктивностью. Финские экономисты Петра Бокерман и Пекка Илмакуннас обнаружили, что рост удовлетворения от работы на 1 пункт по шкале от 1 до 6 повышает создаваемую работником добавленную стоимость на 20% в час. Учитывая, что большая доля населения Украины занимает должности, которые не соответствуют их образованию или квалификации, логично предположить, что неудовлетворение работой снижает и производительность в целом. Эффективная профориентация позволит повысить продуктивность труда благодаря соответствию сотрудников занимаемым должностям.

 

Вариант решения проблем

Чтобы понимать необходимость профессиональной ориентации начиная с раннего возраста, рассмотрим содержание курса карьерного планирования, который можно внедрить в украинских школах на протяжении всего срока обучения. Я предлагаю организовать в школе обязательный курс, за который ученикам не будут ставить оценку. Такие примеры есть в Канаде, Дании, Соединенном Королевстве, говорится в Отчете об образовательной политике стран ОСЭР. Курс должен не только побуждать детей серьезно думать о своем будущем, но и научить их применять базовые техники самоменеджмента для решения проблем в течение всей жизни. 

Улучшение самоменеджмента - важное преимущество. В школах очень мало альтернативных методов развития так называемых мягких навыков, которые сложно отследить и измерить: работа в команде, искусство переговоров. Частота уроков должна зависеть от возраста школьников - чем старше школьники, тем чаще должны проходить уроки. Например, в начальной школе достаточно одного занятия за четверть, тогда как для учеников выпускных классов занятия могут проводиться дважды в неделю.

Приблизительный перечень вопросов для курса карьерного планирования:

 

  • почему так важно иметь работу и серьезно относиться к этому выбору;
  • “дни карьеры“ - встречи во время урока с родственниками детей и друзьями их семей для обсуждения особенностей их работы;
  • изучение и обсуждение информации о любых потенциально интересных профессиях;
  • посещение некоторых организаций с целью увидеть работу в них изнутри;
  • проведение психологических тестов для определения наиболее соответствующих типов профессии;
  • поиск образовательных заведений (профессиональных школ и училищ, колледжей, университетов), в которых можно овладеть определенной профессией, и изучение условий поступления;
  • создание базового плана развития карьеры и его регулярное обновление;
  • изучение текущей ситуации на рынке труда;
  • изучение информации о том, где могут найти работу люди определенных профессий;
  • подготовка к продолжению образования после окончания школы.

 

В пределах каждой составляющей курса карьерного планирования можно проводить ролевые игры “работодатель-работник“, чтобы помочь детям привыкнуть к идее трудоустройства и сделать их более толерантными к работодателям. К курсу лучше привлекать разных учителей, профессионалов, а также школьного психолога.

 

По оценке Pricewaterhouse Coopers, качественная программа карьерного планирования в среднестатистической британской школе стоит менее 1% школьного бюджета 

 

Хотя идея внедрения курса карьерного планирования имеет много привлекательных аспектов, возникает вопрос, сколько будет стоить внедрение соответствующей программы. По оценке Pricewaterhouse Coopers, качественная программа карьерного планирования в среднестатистической британской школе стоит менее 1% школьного бюджета. Если допустить, что стоимость школьного профессионального ориентирования в Украине соизмерима с его стоимостью в Британии, получается, что выгоды от курса существенно превышают издержки, особенно с учетом того, что профессиональная ориентация может предотвратить ухудшение человеческого капитала молодежи.

 

Йоги Бхаджан сказал: “Вы чрезвычайно могущественны при условии, что вы осознаете свое могущество“. Почему же тогда мы не позволяем украинским детям постичь все возможности, которые они имеют для строительства своего будущего?

 

Автор - победительница конкурса эссе MindSketch Виталия Яремко