Исследовательская компания Active Group сегодня, 23 февраля, представила результаты опроса удовлетворенности киевлян работой столичных служб такси. Чем киевлян не устраивают нынешние службы и ждут ли они прихода международных сервисов такси - таких как Uber? ЛІГА.net публикует результаты исследования.
Посты чиновников вызвали бурную реакцию в фейсбук-сообществе. Комментаторы разделились на три группы. Самая массовая - те, кто поддерживает приход в Украину крупного международного игрока. Они ждут, что появление Uber усилит конкуренцию на рынке и снизит цены. Вторая группа - осторожные оптимисты. Эти люди считают, что на рынке уже присутствуют аналоги - тот же Uklon. И выход Uber существенно ничего не изменит, кроме возможности расплачиваться за услугу такси через безналичный расчет. Третья группа - ярые противники Uber. В основном это представители таксомоторных организаций, работающих в Украине. Их главный аргумент - Uber будет работать с нелегальными таксистами и за счет демпинга вынудит легальных полностью уйти в тень.
Две трети киевлян не довольны качеством предоставляемой им услуги. Так, минимальный балл сервису киевского такси поставили 14,4% респондентов, еще 16,6% - 2 балла. Оценку "удовлетворительно" поставили 37,6%. Более позитивно оценивают качество услуг такси 25,8% опрошенных - они поставили 4 балла. А вот 5,9% киевлян считают, качество услуг в киевском такси заслуживают высшей оценки - 5 баллов.
Из всех опрошенных, только 22,3% заявили, что не сталкиваются с проблемами во время пользования сервисом киевского такси. А вот 36,2% респондентов ответили, что они редко, но все же сталкиваются с дискомфортом в такси. Более критично настроены 24,4% киевлян - они часто сталкиваются с проблемами в такси. В тоже время, 17,1% респондентов социологического исследования заявили, что они регулярно сталкиваются с проблемами при использовании такси.
Опрос проходил с 19 по 21 марта в рамках проекта Киевский омнибус (опрошено 2017 респондентов, погрешность не превышает 2,5%), проводится на постоянной основе по заказу одновременно нескольких заказчиков с различными задачами. По словам директора компании Active Group Александра Позния, исследование рынка такси компания проводила по собственной инициативе. Мотивом для него стала реакция на анонс прихода в Украину сервиса Uber и последовавшая за этим реакция таксистов и общества.
Читайте также Uber идет в Украину: почему взвыли таксисты
В декабре 2015 года на своей странице в Фейсбуке глава департамента автотранспорта при Мининфраструктуры Роман Хмиль впервые заявил о грядущем выходе на украинский рынок компании Uber Technologies.
"Сегодня была продуктивная встреча с Uber - одной из самых известных технологических компаний, которая меняет представление о такси в 67 странах. Мы можем стать 68-й ... Когда такие бренды смотрят на Украину, то понимаешь, что мы все же хоть и медленно, но движемся в правильном направлении", - в тот же день написал в тот же день на своей странице замглавы Минэкономразвития Максим Нефедов.
Посты чиновников вызвали бурную реакцию в фейсбук-сообществе. Комментаторы разделились на три группы. Самая массовая - те, кто поддерживает приход в Украину крупного международного игрока. Они ждут, что появление Uber усилит конкуренцию на рынке и снизит цены. Вторая группа - осторожные оптимисты. Эти люди считают, что на рынке уже присутствуют аналоги - тот же Uklon. И выход Uber существенно ничего не изменит, кроме возможности расплачиваться за услугу такси через безналичный расчет. Третья группа - ярые противники Uber. В основном это представители таксомоторных организаций, работающих в Украине. Их главный аргумент - Uber будет работать с нелегальными таксистами и за счет демпинга вынудит легальных полностью уйти в тень.
Последняя группа не ограничилась заявлениями. В конце февраля в центре Киева напротив здания городской госадминистрации горели покрышки. Так киевские таксисты протестовали против прихода Uber, требуя равные и конкурентные условия работы на рынке таксомоторных перевозок. Участники акции утверждали, что боятся потерять работу из-за запуска Uber.
Опрос Active Group свидетельствует, что таксистов есть поводы для опасений.
По данным исследования 7,4% киевлян пользуются услугами такси "раз в неделю или чаще". Еще 22,9% опрошенных ответили, что пользуются такси "несколько раз в месяц", а "один раз в несколько месяцев" - 30,6%. Почти не пользуются (раз в полгода и реже) услугами такси 20,8% киевлян, а вот 18,4% респондентов ответили, что вообще не пользуются подобным сервисом.
Две трети киевлян не довольны качеством предоставляемой им услуги. Так, минимальный балл сервису киевского такси поставили 14,4% респондентов, еще 16,6% - 2 балла. Оценку "удовлетворительно" поставили 37,6%. Более позитивно оценивают качество услуг такси 25,8% опрошенных - они поставили 4 балла. А вот 5,9% киевлян считают, качество услуг в киевском такси заслуживают высшей оценки - 5 баллов.
Из всех опрошенных, только 22,3% заявили, что не сталкиваются с проблемами во время пользования сервисом киевского такси. А вот 36,2% респондентов ответили, что они редко, но все же сталкиваются с дискомфортом в такси. Более критично настроены 24,4% киевлян - они часто сталкиваются с проблемами в такси. В тоже время, 17,1% респондентов социологического исследования заявили, что они регулярно сталкиваются с проблемами при использовании такси.
Отвечая на вопрос о выходе на киевский рынок международных сервисов такси, в частности, Uber, 41,2% респондентов дали позитивную оценку. Еще четверть (25,5%) опрошенных киевлян заявили о своем нейтральном отношении к появлению международного онлайн-сервиса, а 29,4% киевлян вообще не знают о бренде. И всего лишь 3,9% респондентов ответили, что они негативно относятся к появлению Uber на рынке.
Uber планирует запустить свой сервис в этом году - сначала в Киеве, затем - во Львове. В компании сообщили ЛІГА.net, что условия работы в Украине будут объявлены в день запуска сервиса.
Основатель онлайн-сервиса поиска попутчиков GiveMeALift Антон Мойсеенко ранее отмечал в беседе с ЛІГА.net, что для успешной конкуренции с Uber, существующие службы такси будут вынуждены ужесточить контроль за своими водителями, автомобилями, попробовать оптимизировать время подачи машины и доезда.
Читайте также Есть ли шанс у киевских таксистов переиграть Uber
Он уверен, что обычные таксисты не смогут конкурировать с сервисом за счет снижения цен на свои услуги: "Легенда о том, что у нас таксисты наживаются и жируют, необоснованный миф. С учетом стоимости топлива и с учетом стоимости запчастей, это уже не тот доходный бизнес, которым он был, например, в 2008 году. Сейчас таксисты выживают. Закрываются автопарки, машины распродают. С приходом Uber в Украину эта ситуации еще более усугубится".
Справка: Uber основан в 2009 году как сервис для быстрого поиска такси. Работает в более чем 400 городах мира - исключительно с частными водителями. Система выстроена вокруг приложения для смартфона, отличие от конкурентов - Uber не только ищет машину, но и производит расчет между пассажиром и водителем. Пользователь скачивает программу, регистрируется в ней и привязывает к своему аккаунту номер мобильного и банковской карты.
По данным Мининфраструктуры, сегодня в таксомоторных перевозках Украины задействовано 200 000 человек и примерно столько же транспортных средств. Ежегодный оборот рынка - около 20 млрд грн. При этом около 80% участников рынка такси работают вне правового поля. Только 10% информационно-диспетчерских служб такси зарегистрированы как субъекты хозяйствования.