В среду, 30 марта, Кабинет министров Украины неожиданно уволил Александра Завгороднего с должности и.о. председателя правления ПАО Укрзализныця (УЗ), назначив на его место директора по реформированию компании Евгения Кравцова.
- Это решение Кабмина. Назначение проходило в рабочем порядке. Мое согласие предварительно было получено. Что касается поставленных задач. Сейчас идет процесс отбора руководителя компании на конкурсной основе. Думаю, все процедуры будут завершены в течение полутора месяцев. Моя задача в этот период - не сбавлять темпы реформ и сохранить наработки за прошедший год.
- У вас есть версия, почему назначили именно вас?
- Я не новый человек в компании и до недавнего времени отвечал именно за проведение реформы железной дороги. Возможно, это повлияло на решение правительства. Вероятно, Кабмин решил, что реформы в Укрзализныце сегодня являются ключевым фактором.
- Вы подавали свою кандидатуру на конкурс? С какой программой вы идете?
- Нет, я не подавался. Предполагаю, это также один из основных факторов в моем назначении, поскольку я являюсь абсолютно незаангажированной фигурой. Как известно из сообщений СМИ, Александр Завгородний не раз заявлял об участии в конкурсе, и это могло расцениваться как некая частичная заангажированность.
- Ваше назначение и подписание финплана Кабмином - это совпадение?
- Это приятное совпадение. Вчера Кабмин утвердил не только решение о кадровых изменениях, но и ряд других важных вопросов по железнодорожной тематике. Например, были приняты решения об условиях контрактов членов правления УЗ. Также был подписан финплан. Я не думаю, что мое назначение и утверждение финплана как-то связаны. Можно было бы строить какие-то догадки, если бы пришел новый человек. Я же работал и до этого в системе.
- Какая зарплата утверждена для вас и членов правления УЗ?
- В известной нам редакции принято решение о рыночном уровне вознаграждения - на уровне руководства сопоставимых по размерам украинских предприятий.
- Какие кадровые изменения планируются в топ-менеджменте УЗ?
- Нужно понимать, что сместили одного из руководителей. Насколько мне известно, это произошло в достаточно мирном порядке. Замены команды менеджмента не было. Там, где правление увидит определенную неэффективность, наверное, может приниматься какое-то решение. Но никаких адресных кадровых чисток не анонсируется.
- Назовите направления работы железной дороги, на которых вы сконцентрируете свои усилия в первую очередь.
- Один из ключевых и сложных вопросов - снабжение и закупки. Это касается эффективности, борьбы с всевозможными рисками, планирования поставок запчастей и оборудования в сроки. В этой части нужна определенная оптимизация процессов. Второй вопрос - акцент на грузовом хозяйстве. УЗ сегодня - это прежде всего грузовая компания, которая зарабатывает деньги именно благодаря грузоперевозкам. Если мы смотрим вперед и думаем о развитии, нужно повышать эффективность этого сегмента и доходность нашего основного источника денежных поступлений. Там необходимо провести комплексную, глубокую реформу, предусматривающую повышение эффективности и ответственности собственников подвижного состава. Это будет один из основных акцентов в моей работе, независимо от того, сколько времени я буду возглавлять компанию.
- Какие первые три решения на новой должности вы примете?
- Одно из первых - вопрос развития грузовой компании. Второе - внутреннее реформирование финансовой службы, которая абсолютно не соответствует текущим реалиям. Третье - перепроверка всех комплексных тендерных закупок, которые были проведены.
- Как вы оцениваете утвержденный финплан? Каковы приоритеты по капитальным инвестициям?
- На капитальные инвестиции предусмотрено чуть меньше 11 млрд грн. Эта цифра в несколько раз меньше потребности железной дороги, но больше, чем выделялось за последние годы. Сам факт подписания финплана в первом квартале года - это уже позитивный фактор. Сейчас у нас есть семь месяцев, чтобы реализовать намеченные планы, тогда как в предыдущие годы финплан утверждался во второй половине года. Это крайне блокировало развитие предприятия.
По самой структуре, на железной дороге есть много мест, где существует архаичный порядок принятия решений. Например, это касается планирования капитальных инвестиций. Речь идет о построении системы ранжирования и утверждения проектов для капитальных инвестиций и для инвестиций в целом. Они должны быть понятны, прозрачны и ориентированы прежде всего на возврат инвестиций (даже внутренних) и эффективную их отдачу.
С 2008 года работал юристом в юридической фирме Астерс. Впоследствии - старший юрист и партнер. Консультировал компанию VTG Aktiengesellschaft (услуги аренды грузовых вагонов и логистические железнодорожные услуги) по вопросам создания в Украине европейского общего логистического железнодорожного предприятия совместно с международной логистической компанией Kuhne + Nagel. Среди других проектов - консультации компании Google и Motorola Mobility по приобретению украинского разработчика программного обеспечения - компании Viewdle. Принимал участие в проектах с привлечением инвестиций и кредитных ресурсов на общую сумму более $ 10 млрд. С января 2015-го - советник генерального директора Укрзализныци, а с мая этого же года - директор по реформированию, правовой и имущественной политике Укрзализныци. Один из авторов устава ОАО Украинская железная дорога и последней редакции Закона Украины О железнодорожном транспорте.