На прошлой неделе Кабинет министров Украины неожиданно уволил Александра Завгороднего с должности и.о. председателя правления Укрзализныци. Ее руководителем стал Евгений Кравцов, выходец из юридической компании “Астерс“. 

Читай также: На что Укрзализныця потратит свои миллиарды

До назначения главой УЗ Кравцов почти год отвечал за реформирование компании. Именно это, по его словам, стало одним из основных мотивов правительства при выборе нового рулевого железной дороги. Кравцов всячески подчеркивает свой временный статус, отмечая, что его задача - плавно передать дела новому руководителю, которого изберут в ближайшее время на основе конкурса.

Вчера, 5 апреля, Евгений Кравцов и другие топ-менеджеры Укрзализныци объясняли журналистам, зачем их позвали руководить железной дорогой и что они изменят. ЛІГА.net пересказывает наиболее интересные тезисы.

Планы до назначения постоянного руководителя
 
Евгений Кравцов

Читай также: Проверка на дороге. Первое интервью с новым главой Укрзализныци

Евгений Кравцов: Основная задача - заложить основы для будущего функционирования компании по основным направлениям деятельности. Ключевой акцент работы - развитие грузоперевозок. Это логично, поскольку это направление приносит большую часть наших доходов. Второе направление - финансовое. Надо завершить реструктуризацию долгов, чтобы новый менеджмент мог начать финансовую историю с понятной базисной устойчивой точки. В этом вопросе нам удалось провести эффективную внешнюю реструктуризацию внешнего долга на приемлемых условиях - с самым низким повышением купона среди других госпредприятий. Осталось завершить реструктуризацию внутреннего долга - это около 40% от всех обязательств.

Третий вопрос - стабилизация системы поставок и закупок в техническом блоке. К сожалению, этот сегмент в последние годы постоянно находился в зоне турбулентности. Речь идет о бесперебойных поставках запчастей, дизеля, масел.

Читай также: Укрзализныця опровергла информацию о дорогом топливе от WOG

Куда двинут реформу

Направление только одно - либерализация рынка, клиентоориентированность и открытие рынка железнодорожных перевозок в соответствии с новым проектом закона о железнодорожном транспорте, который сейчас согласовывается в комитетах парламента. Но главное - переход на экономическую эффективность в работе. Альтернативные пути ведут в тупик.

О закупках дизеля

Сейчас повторяется одна и та же ситуация. Проводится тендер, который блокируется одним из участников. После этого идут долгие процедуры, которые затягиваются почти до бесконечности. В результате один трейдер может заблокировать работу всей железной дороги. Поскольку железная дорога функционирует в беспрерывном цикле, для нас крайне важен вопрос бесперебойной поставки топлива. Как и в прошлом году, мы сейчас пытаемся провести формульную закупку. Это снимет многие вопросы со стороны поставщиков. Наше видение следующее: топливо - это биржевой товар, значит, цена должна быть привязана к бирже. Цена поставщика может варьироваться с определенной надбавкой, или дисконтом, и торг должен идти именно в этой части.

Читай также: Укрзализныця ввела дополнительные поезда на майские праздники

На что Укрзализныця потратит деньги в 2016 году

Финансовый директор УЗ Александр Бужор: Изначально в финплане на 2016 год заложили немного высокие суммы капитальных инвестиций и большие затраты на ремонты, но в итоге согласовали меньший план. Мы вынуждены были сократить план затрат по обновлениям и ремонтам.

С учетом утвержденных Кабмином макропоказателей и 10%-го среднегодового повышения грузовых тарифов мы предусматриваем на 2016 год доход 78,4 млрд грн, в том числе 4,1 млрд грн - от повышения тарифов. При этом затраты - 78,3 млрд грн.

В разрезе видов затрат расходы на закупку материалов для поддержания дорог, проведения ремонтов составят 7,2 млрд грн, топливо - 7,1 млрд грн (при условии неповышения цен), электроэнергию - 7,4 млрд грн, оплату труда - 21,4 млрд грн. Амортизация ввиду ее большого роста после переоценки основных средств составит более 19 млрд грн. Чистая прибыль планируется на уровне 96,8 млн грн. Налоги, сборы и обязательные платежи составят 11,6 млрд грн.

Капитальные инвестиции составят 11,2 млрд грн, в том числе за счет собственных средств 9,4 млрд грн, за счет привлеченных - около 1,7 млрд грн.

О закупке локомотивов

Потенциально возможна закупка 10 скоростных пассажирских поездов. Но средств в финплане на это не выделено.

Читай также: Кабмин назначил нового и.о. главы Укрзализныци

Если говорить о производстве зарубежных грузовых локомотивов в Украине, раньше этому вопросу уделялось недостаточно внимания. Да, были переговоры с мировыми производителями тяги, но не было комплексного, системного подхода. На сегодня мы не готовы к проведению тендера. Сейчас надо доработать техусловия, чтобы этот процесс можно было запустить. Надеюсь, в течение месяца техусловия с обоснованием характеристик нужных нам локомотивов будут готовы.

О потерявшемся в Китае поезде

К сожалению, из-за человеческого фактора были допущены некоторые просчеты при запуске поезда по новому Шелковому пути. Тестовый запуск состоялся, теперь нужно проделать огромную работу по определению сквозных тарифов. 15 апреля пройдет заседание комиссии по международному транспортному маршруту, где этот вопрос должен быть решен. После этого можно будет говорить о запуске маршрута на полную мощность.

Читай также: Укрзализныця подписала договор на поставку дизтоплива

О контрактах менеджмента

Оксана Марина, член правления: Мы - технократическое правление, задача которого - привести управление компанией в соответствие с корпоративным правом. Менеджмент в сегодняшнем виде будет заключать контракты на полгода. За это время набсовет совместно с менеджментом должен вступить в переговоры относительно ключевых показателей эффективности. Следующий этап - подписание контрактов на срок от года до трех с утвержденными ключевыми показателями эффективности для каждого члена правления.

Читай также: Из Львова в Варшаву могут построить узкоколейную железную дорогу

Евгений Кравцов: Десять лет назад было немыслимо, чтобы юриста назначили руководить ж/д предприятием. Сейчас это нормально. Например, канадскую железнцю доргогу возглавляет юрист. В Deutsche Bahn из пяти членов правления два юриста, два финансиста и один железнодорожник. В Польских железных дорогах был период, когда в правлении не было ни одного железнодорожника. Это данность. Руководителю нужно уходить от ручного процесса управления железной дорогой. Моя задача - отвечать за развитие компании на уровне правления.

Наши контракты, которые мы подпише до конца этой недели, будут утверждены на полгода. Есть четкий посыл: у нового председателя правления после назначения будет определенный период, чтобы оценить менеджмент. Потом он сможет провести изменения в команде или оставить текущий состав правления.

Ранее сообщалось, Кабмин утвердил повышение стоимости железнодорожных билетов.