Вчера стало известно, что генеральный директор международного центра интернет-торговли Allbiz Дмитрий Лисицкий покидает свой пост.
Allbiz- одна из крупнейших украинских интернет-площадок. Она объединяет торговые рынки 90 стран. 1,4 млн компаний предлагают на ней свои продукты 16 млн покупателям со всего мира.
Читай также: В Украине могут запустить новую платежную систему для владельцев смартфонов
Но Лисицкий решил переехать в Лондон. Его привлек более амбициозный проект - израильский сервис такси Gett, известен как GetTaxi. Это конкурент Uber, который в прошлом году был оценен в $575 млн. В 2014 году Forbes включил израильский стартап в ТОП-15 самых быстрорастущих компаний мира. Сервис работает в 57 городах Израиля, Великобритании, России и США. Он обслужил уже более 50 млн поездок.
Дмитрий Лисицкий в эксклюзивном интервью рассказал ЛІГА.net, как он собирается развивать один из самых известных мировых стартапов и какие перспективы у украинского рынка e-commerce.
- Дмитрий, почему вы покинули Allbiz и перешли в Gett?
Читай также: Стало известно, куда перешел Дмитрий Лисицкий из Allbiz
- Мне сделали предложение, от которого невозможно отказаться.
Ходят слухи на рынке, что Allbiz потихоньку сдает…
- Это неправда. Доход компании в 2015 году вырос в полтора раза. Маржинальность тоже выросла во много раз. И потенциал роста еще огромный. У нас основная задача в последние несколько месяцев - набирать новых специалистов по продажам. Потому что компания может расти еще быстрее. Мне немного жалко уходить. В этом бизнесе много чего еще можно сделать. Но появилась более интересная возможность с точки зрения профессионального роста и личных вопросов. У меня взрослые дети - пора думать об их образовании. Юрий Соклич (назначен CEO Allbiz) - опытный управленец. И мы еще увидим интересные кейсы.
- То есть украинский работодатель в этом случае никак не мог конкурировать с лондонским предложением?
Читай также: Стартапы из сферы интернета вещей: сколько инвестируют в IoT и почему
- Эти два совершенно разных бизнеса. Allbiz - это интернет-площадка в b-to-b сегменте, по сути аналог Alibaba. Только для бизнеса в русскоязычных странах. А Gett - конкурент Uber. Это компания, которая построила большую инфраструктуру в такси-бизнесе. И теперь выстраивает вокруг этого дополнительные сервисы, развитием которых я как раз и буду заниматься. Моя должность в Gett будет называться Head of Growth.
- Развитием каких сервисов вы займетесь?
- Это разного рода доставка. Она бывает очень разнообразной: когда люди друг другу что-то доставляют, когда это делают компании. Например, Gillett недавно вывел на рынок Израиля новую бритву. И задачей доставки было доставить ее в течение получаса домой человеку, который увидел ее в первый раз в рекламе и заказал. Это революция в сэмплинге (распространении образцов товара - Авт.). Доставка - это потенциально огромный бизнес, который может стать больше, чем такси.
Читай также: IT-стартап из Днепропетровска получил $400 тыс на продвижение на западном рынке
- Целесообразно ли сейчас начинать использовать в доставке новые технологии, такие как летающие дроны, например?
- Это вопрос прагматический. Конечно, когда-то это будет. Здесь примерно та же история, что и с доткомами. Все тогда понимали, что скоро люди начнут заказывать услуги и товары в интернете. Но компании, которые заявились на рынке в конце 90-х, и компании, которые работают на нем сейчас, - это во многом разные компании. В ближайшие несколько лет даже нет перспективы, что технология доставки дронами будет работать даже у самых крупных и известных компаний. Amazon протестировала ее. Но реальных шагов нет. Первая проблема состоит в том, чтобы технология вообще работала как таковая. Вторая - в этой сфере должно появиться госрегулирование.
- Uber выходит на украинский рынок. А Gett не собирается в ближайшее время?
- Насколько мне известно, стратегия компаний отличается. Gett выходит только на те рынки, где есть перспективы большого объема заказов и маржи. Компания не пытается покрыть всю планету (сейчас присутствует в США, Великобритании, России и Израиле). Uber же пытается покрыть все. А в Украине такой бизнес еще нескоро начнет зарабатывать деньги.
- Я правильно понимаю: Uber следует стратегии глобальной компании, наподобие Netflix - не важно как, но запуститься во всех странах мира?
- Похоже, что да. Но здесь есть проблема. Это все-таки e-commerce, где есть большие операционные издержки. В данном случае есть показательный пример Groupon, который тоже торопился запуститься во всех странах. В Штатах в момент IPO их бизнес уже был рентабельный. А все, что они сделали за пределами США, выглядело очень печально. И в итоге рыночная стоимость компании сильно упала. Невозможно такие сервисы быстро масштабировать на всю планету. Это делают Google и Netflix, но у них исполнения на локальном уровне гораздо меньше.
Читай также: Интернет вытаскивает из кризиса средний и малый бизнес Украины
- Почему даже в таких крупных городах Украины как Киев, как вы считаете, пока нет бизнеса для таких компании как Uber?
- Я понял это, когда еще работал в UMH. Есть такой проект как сити-гайд Gloss. Мы долго не могли понять, почему же он так немного зарабатывает. И стало понятно, что проблема Киева в том, что он реально не мегаполис. Сити-гайды, такие как Time Out хорошо зарабатывают, например, в Лондоне, где население 9 млн. Там очень много людей со среднем доходом и выше среднего. В Киеве же подобная аудитория очень небольшая. И город сам по себе не такой большой, как кажется. Так вот: с такси в Киеве происходит примерно такая же история, что и сити-гайдами. Многие люди услугами такси вообще не пользуются. И не стоит забывать, что такси-услуги маржинальны там, где есть работающее госрегулирование. В Нью-Йорке невозможно таксовать на улице, если ты не заплатил за лицензию около $1 млн. Аналогичная история и в других странах. В Украине же извозом может заниматься любой человек, у которого есть машина.
Читай также: Плохой год Кардакова: Прощай, Инком. Датагруп, постой!
- Как будут развиваться e-commerce сервисы в Украине? Какие новые направления начнут появляться?
- Мне кажется, что есть перспективы развития для очень интересного нового сегмента - закупок бизнесом товаров и услуг через интернет. В этой сфере, я думаю, стоит ожидать еще много разных проектов. Еще три года назад мы встречались с российской компанией B2B-Center и ее представители отмечали, что в Украине в онлайн-закупках вообще никого нет. Они пытались выйти на наш рынок. Но не знаю, чем это закончилось.
Активные движения начались год назад, когда запустился сервис госзакупок Prozorro. Эта была стартовая точка. Они построили платформу и показали, что это возможно. Площадка Приватбанка сейчас как раз выходит в том числе и на этот рынок. Именно в этом направлении, я думаю, у них есть шанс хорошо продвинуться и стать одним из основных игроков. Потенциал этого рынка огромен. Он сопоставим по объему с продажей в онлайне всех потребительских товаров вместе взятых. Речь о миллиардах гривен.
Читай также: Шансы растут: Verizon стал ближе к покупке активов Yahoo
- Насколько сейчас серьезен риск того, что глобальные интернет-площадки будут выдавливать местные украинские?
- Это уже происходит. Особенно в сегменте розничных продаж (b-to-c). Достаточно прийти на почту и посмотреть, откуда сейчас приходят посылки. Большое количество посылок будет идти через китайскую торговую площадку AliExpress . Это при том, что китайцы Украиной пока вообще всерьез не занимались: не покупали интернет-трафик, не открывали представительство. Только перевели сайт на русский язык и сделали доставку в нашу страну. И мне кажется, что AliExpress - это уже один из крупнейших онлайн-ритейлеров в Украине. Или даже самый крупный. В b-to-b международным площадкам конкурировать с нашими сложнее, так как есть длинный цикл продаж. И клиенты требуют к себе большего внимания.
- На розничном рынке строительных товаров в Украине нет крупной площадки. Почему?
Читай также: Больше отечественного: что ждет украинскую e-commerce в 2016-м
- В чем-то эту функцию выполняет Prom.ua. На Allbiz тоже есть продавцы, которые, например, торгуют окнами или стройматериалами. Другое дело, что нет крупных интернет-магазинов, которые бы этим занимались. Чтобы запустить крупный онлайн-магазин по торговле стройматериалами, нужен очень большой оборотный капитал. Теоретически, если этим бизнесом всерьез займется уже существующий крупный игрок в оффлайне - Эпицентр, то они смогут стать таким же гигантом и в онлайн-рознице. Но это очень сложный проект, учитывая их объемы. С того момента, когда они решат это сделать, до реального запуска пройдет еще не меньше года. А может, и больше.
- Недавно ЛІГА.net писала заметку по статистике платежей в Украине. Оказалось, люди все чаще отдают предпочтение оплате товаров и услуг с помощью карты в интернете. Какое влияние это оказывает на e-commerce рынок?
Читай также: ПриватБанк запускает онлайн-сервис - конкурента Prom.ua и Allbiz
- Нужно понимать, что электронная коммерция и начинается с того момента, когда люди привыкают платить карточкой в сети. Сейчас же у нас существует такая себе полуинтернет-коммерция. Она работает по странной схеме cash-on-delivery - плата за товар при его доставке курьером. Мягко говоря, она серая. Легально забрать у человека деньги можно только через карточный платеж. Покупатель уже не сможет передумать, когда к нему приедет курьер. Уровень платежей по карточкам у нас пока составляет меньше 10% от всех продаж через сеть. И это очень мало. Чем больше людей начнут оплачивать товар по карте, тем больше сервисов будет появляться в украинском интернете.
Ранее сообщалось, что zпонское правительство запустило первый этап повсеместного введения биометрических платежей в стране. В его рамках в 300 самых популярных у туристов точках Японии, можно будет расплачиваться путем сканирования указательного и среднего пальцев. Об этом сообщило украинское интернет-издание PaySpace Magazine.