Обычно, засидевшись где-то допоздна, мы тянемся к смартфону, чтобы заказать такси Uber домой, и обнаруживаем ужасную вещь – стоимость проезда в три раза превышает базовый тариф. Подобные всплески цен, иногда огорчающие пользователей, являются крайне эффективным и, в то же время, непопулярным способом работы.

Читай также: В ожидании Uber. Как киевляне оценивают работу такси

С точки зрения клиентов такси, повышение цен является, в лучшем случае, чем-то вроде раздражающего или даже оскорбляющего фактора особенно во время форс-мажорных обстоятельств. Так, когда метель в Нью-Йорке в 2013 году парализовала движение, многие звезды выражали свое недовольство трехзначными счетами за такси через социальные сети. Некоторые городские власти уже успели запретить повышение тарифов в экстремальных условиях. Например, в Дели это сделали в апреле, - пишет The Economist.

Uber на данный момент придерживается стратегии динамического ценообразования, но Джейфф Шнайдер, один из специалистов компании, недавно предположил, что компания заинтересована в разработке системы, которая, при выборе машины для клиента, будет ориентироваться на технологии, а не на цену. Даже если внедрение такого решения окажется нереальным, местным властям не нужно регулировать или запрещать повышение цен.

Читай также: Uber ответил таксистам: У нас не стоит задача разрушить рынок

Динамическое ценообразование зависит от частых колебаний спроса и предложения на услуги на рынке. Подобные системы иногда используются на автомагистралях для регулировки трафика или на энергорынках с целью регулировки цен. “Уменьшенной“ копией подобной практики являются ситуации, в которых продавцы взвинчивают цены на товары первой необходимости (воду, батарейки) после стихийных бедствий. Очевидно, что потребители не любят подобных методов. Их оскорбляет тот факт, что одна и та же поездка может стоить по-разному, в зависимости от дня или даже часа.

В то же время описанная выше система формирования цены демонстрирует и то, что рынок умеет приспосабливаться к возникающим ситуациям. Когда спрос на услуги такси в определенном районе повышается и время ожидания машины увеличивается, клиенту, заказывающему такси, сообщают, что цена за проезд будет больше обычной. Когда тарифы растут, рынок начинает работать. Более высокая плата за проезд  рационализирует рынок и  формирует очередь на машины из тех клиентов, которые готовы платить: как правило, это состоятельные потребители или те, у кого нет альтернатив, и они вынуждены ехать только на такси. 

Читай также: Uber после Киева планируют запустить во Львове

Повышение цены на проезд для тех клиентов, у которых просто нет выбора другого средства передвижения, звучит как обман, тем не менее, без динамического ценообразования у таких пассажиров вообще не будет шансов вызвать такси, дожидаясь в общей очереди.

Недавно Uber опубликовал отчет, в котором наглядно показал, как система динамического ценообразования работает на практике на примере двух событий в Нью-Йорке. Так, после окончания одного из популярных концертов на Манхеттене, количество активаций приложения Uber в этой местности возросло в разы в течение нескольких секунд. Алгоритм формирования цены, который использует программа сервиса, позволил увеличить среднее время ожидания автомобиля лишь незначительно, а процент выполненных заказов не опускался ниже 100%. В канун же Нового года алгоритм всплеска цен не функционировал и, в результате, среднее время ожидания машины увеличилось с 2 минут до 8, а процент завершенных заказов упал до 25%.

Читай также: Что мы делаем по дороге на работу - опрос

Приведенное выше сравнение может немного переоценивать результаты работы алгоритма Uber. Все водители такси, даже без помощи систем, знают, что в местах проведения различных концертов и фестивалей, всегда скапливается и большее количество такси. Тем не менее, возможность заработка дополнительного тарифа может мотивировать водителей на прогнозирование мест высокого спроса и подготовку к наплыву клиентов. Удивительно, но факт – чем больше Uber будет использовать алгоритм всплеска цен, тем меньше будет нуждаться в нем. “Упреждающая“ тактика водителей и просчет мест потенциального ажиотажа поможет устранить дисбаланс спроса, который и вызывает необходимость повышения цен.

Существует мнение, что Uber продолжит придерживаться своей тактики формирования стоимости. Эксперты компании отметили, что использование ряда технологических инструментов позволит “предугадывать“ места возникновения спроса в городе заранее и не ждать появления большого количества заказов, а уже быть готовыми к ним. Некоторые элементы подобной системы могут использоваться уже сегодня: Uber может передавать своим водителям информацию о том, в каких местах их услуги пригодятся вероятнее всего. Тем не менее, водители будут добираться туда охотнее и быстрее при условии повышения тарифа. Со временем компания планирует пользоваться беспилотными транспортными средствами, которые можно будет направлять по городу без каких-либо финансовых стимулов.

Читай также: Заммэра Киева рассказал об отказе от маршруток и борьбе с пробками

Останется ли Uber большой частью транспортной системы и сможет ли сохранить свою систему ценообразования зависит от того, как местные власти городов управляют механизмом перевозок. В местах, где достаточно хорошо развит общественный транспорт или работают другие перевозчики, стратегия формирования цены Uber не будет слишком востребованной. Но там, где, у сервиса практически нет конкурентов, динамические цены могут стать хорошим решением. 

Ранее заммэра Киева Илья Сагайдак рассказал, когда в Киеве исчезнут маршрутки и появятся удобные и вместительные автобусы.

Смотри также видео о противостоянии Uber и обычных такси: