Квест-комнаты - бизнес, который существует в Украине с весны 2014 года. Однако динамике его развития впору позавидовать более крупным секторам. На сегодня только в Киеве около 250 квест-комнат, и они продолжают открываться. ЛІГА.net поговорила с представителями крупных сетей, а также владельцами отдельных квест-румов и попытавлась разобраться, выгоден ли этот бизнес и что его ждет в ближайшем будущем.
У истоков. Откуда идея?
Первая квест-комната в Киеве открылась в мае 2014 года. Это была комната Сон художника от компании Взаперти, которая открыта по сегодняшний день. На начальном этапе на рынке было три основных игрока. Среди них - Escape Quest. Ее соучредитель Ярослав Каплан говорит, что идею квест-румов позаимствовали в России. “В Москве запустилась одна компания, и это было что-то совершенно новое для рынка СНГ. Все - Казахстан, Кыргызстан, Беларусь - начали следить, как бизнес будет развиваться дальше. Кто-то пошел по пути франшизы и стал делать квесты в своей стране. Все украинцы решили основать собственные бренды. Что-то копировали, что-то додумывали“, - говорит он.
Читай также: Украинские IT-компании привлекают все больше иностранных инвесторов
Московичи тоже не были первопроходцами жанра. Квест-комнаты появились минимум на пять лет раньше. Но где их родина - достоверно неизвестно. Кто-то говорит, что это был Будапешт в конце 2000-х, кто-то вспоминает Вьетнам, Камбоджу. А кто-то уверен, что в Америке такие вещи делали еще в середине 2000-х.
“В любом случае идея живых эскейп-комнат (life-escape games) пришла из компьютерных игр-квестов. Насколько я знаю легенду, изначально взяли компьютерную комнату и полностью воссоздали ее на физической площадке, где все можно было потрогать руками, открыть, найти выход“, - говорит Каплан.
Как развивался бизнес. Большие и малые игроки
Количеств киевских квест-комнат начало быстро расти. Разные игроки на рынке ставили перед собой разные цели. Некоторым удалось создать большие сети. Так, Escape Quest помимо комнат в Киеве, Львове, Днепропетровске, Ивано-Франковске, Луцке и Запорожье уже открыли на правах франшизы 5 комнат в Цюрихе и 3 - в Минске. Сильные результаты и у компании Взаперти - 44 комнаты по Украине, есть квест-рум в Варшаве.
Читай также: Беруши-переводчики за несколько часов собрали на Indiegogo миллионную сумму
Франшиза крупных игроков - хороший способ выйти на рынок для новых предпринимателей. Из-за бурного роста самостоятельно запустить свой бренд сегодня непросто. “Точно не посоветую никому открывать сейчас одну комнату, которая будет жить отдельно от больших сетей - многие такие уже не выжили. В Киеве ниша уже перенасыщена, в том числе и не самыми лучшими квестами“, - говорит Светлана Приходько, совладелец и сценарист квест-комнат Взаперти.
Но большие сети строят не все. Квест-комнаты 60 - это всего два помещения на одной локации, третье находится в разработке. “Мы самостоятельны, независимы и гордимся этим. Морально комнаты приносят удовлетворение, наверное, даже больше, чем финансово. Мы - представители boutique business“, - говорит партнер проекта Илья Козаченко.
Существовал и другой подход. На этапе бурного роста рынка некоторые организаторы квест-комнат старались вливать как можно меньше, чтоб побольше заработать. Сейчас это сделать сложнее. Чтобы занять место на рынке или, хотя бы, обеспечить окупаемость проекта, нужны новые решения.
Читай также: Украина - житница мира: инвесторы Китая объяснили интерес к украинскому АПК
Что почем или гонка вооружений
Сегодня средняя цена посещения киевской комнаты - 400-600 грн на команду. Если учитывать акционные предложения, доход с посещения может опускаться и ниже - до 300-400 грн.
Достаточно ли этого, чтобы отбить затраты? Квест-румы требуют ощутимых вливаний на старте. Новая квест-комната - это аренда помещения, ремонт, много технических нюансов, которые нужно продумать и реализовать. “Первые комнаты были примитивными с технической точки зрения, - говорит Каплан. - Но с ростом конкуренции каждая компания пыталась улучшить свой продукт, что выливалось в большие бюджеты. Появились датчики, контроллеры, процессоры, инженерные ноу-хау с решениями из смежных сфер - кинематографа, графического дизайна. Сейчас гонка вооружений достигла апогея. Каждая новая комната стремится переплюнуть остальные“.
Первоначальные вливания в киевские квест-румы сейчас могут достигать 200 000-250 000 грн. “Для других городов с менее избалованной публикой, наверное, можно делить эту сумму пополам. Надо понимать, что необходима локация с зоной рецепции, туалетом. На одной локации обычно открываются 2-3 квест-комнаты“.
Читай также: В сфере интернета вещей может разгореться патентная война
В 2014 году одна комната приносила 30 000-50 000 грн прибыли в месяц. По словам Ярослава Каплана, первые проекты окупались за полгода. Сейчас прибыль сильно зависит от комнаты - от 5 000 до 50 000 грн.
“По последней весенней статистике, уровень прибыли локации составляет 10 000 - 20 000 грн в месяц. Это при двух работающих комнатах на одной локации“, - подтверждает Николай Вихтюк, совладелец двух квест-комнат сети Escape Quest, открывшихся в этом году.
Как привлечь клиентов на тесном рынке? К примеру, владельцы квест-комнат 60 отказались от фиксированной оплаты. Люди после игры сами выбирают сколько заплатить в зависимости от своих ощущений. “Для продажи булочек, где существенную долю стоимости составляют затраты на тесто и выпечку, такой подход не подойдет, но вот для квест-комнат схема очень хороша. Средний доход по этой схеме с одного посещения составил на 20 грн больше, чем по фиксированной ставке.“ - говорит Илья Козаченко.
По его оценке, за 11 месяцев сумма, полученная от посетителей превысила затраты на запуск первого квест-рума и помещение под три комнаты. Окупить их все организаторы планируют через год, то есть через два года после открытия первой комнаты.
Читай также: В Украине запустят новый сервис для заказов в ресторанах
Посещаемость и насыщение рынка
“Киевский рынок уже достаточно переполнен. Я умышленно не использую слово “насыщен“. Но наполнен так точно. В Киеве около 250 комнат. Для сравнения, в Москве их около 500, но в Киеве население - 4 млн, а в Москве - 15 млн человек. Поэтому у нас сейчас больше комнат на душу населения, чем в Москве, которая считается мировой столицей квест-румов“, - говорит Каплан.
По оценке Козаченко, посещаемость одной его комнаты держится на уровне 80-90 команд в месяц. “На лето обозначился некоторый спад, но он, скорее, наш локальный из-за снижения интенсивности рекламы, теплой погоды, внимания на две комнаты. Кроме того, мы ведем статистику “новичков“, что дает понимание свежести аудитории. Она неизменна - приблизительно треть. Это позволяет говорить, что исчерпания аудитории не происходит“, - говорит он.
Но конкуренция становится жестче. Дополнительные вложения совсем не обязательно приводят к росту доходов. “Вложив на $1 000 больше, не получишь соответствующего возврата инвестиций. Я знаю несколько примеров на рынке Киева, когда в комнату вложили столько денег, что в обозримом будущем она физически не может окупиться“, - отмечает Каплан.
Читай также: Жертва гигантов: почему интернет вещей может поглотить телеком в Украине
Портрет клиента, который рисуют себе организаторы бывает далек от реального. Когда создатели Escape Quest начинали два года назад, они думали, что 40-50% аудитории составят студенты, 30% - иностранцы. “Оказалось все наоборот: 80% - это молодые активные городские профессионалы“, - говорит Каплан. Костяк аудитории - молодежь 20-30 лет. Иностранцев почти нет, студентов тоже оказалось гораздо меньше.
Статистика показывает, что после первого визита как минимум 30% гостей будут играть еще один раз. Тех кто ни разу не участвовал в квесте все равно намного больше, чем уже состоявшихся игроков. А значит потенциал у рынка все еще большой, но нужно грамотно использовать каналы коммуникации“.
Сложный, но интересный: вызовы и творческие решения
У бизнеса квест-комнат своя специфика и конкурентная модель. По сути, всех игроков рынка сложно назвать прямыми конкурентами. Люди приходят в квест-комнату лишь один раз, повторный визит не имеет смысла.
Читай также: Besmart! Украинцы выбирают разумные траты
Необходимое условие развития: постоянная цель удивить чем-то новым. Отражается на финансовых показателях и необходимость обновления устаревших квест-комнат. То, что было интересно аудитории год назад, сегодня уже может не привлечь и не удивить: что-то ломается, что-то морально стареет.
У большинства комнат ограниченный срок службы, хотя встречаются и исключения. “Сон художника по сей день работает и пользуется спросом. Одна из первых комнат - РОВД - до сих пор популярна, даже после появления супертехнологичных квестов“, - говорит Светлана Приходько. Интересные задачи, особый подход к созданию комнаты могут и сейчас приносить успех, не связанный с технологическими ноу-хау.
Читай также: Украинец придумал умные оконные жалюзи, дающие электричество
Бизнес квест-комнат постоянно требует нестандартных решений. Илья Козаченко говорит, что при создании комнаты Музей невозможных фигур, посвященной творчеству Маурица Эшера, они задумали сделать пол по мотивам мозаик художника - тесселяцию в форме ящерок. Сложностей с ним было достаточно, было важно рассчитать точный макет, изготовить на соответствующем оборудовании каждый элемент с точной порезкой лазером. Укладывали его около недели.
Николай Вихтюк рассказывает, что по сценарию в комнате Парк Юрского периода должен был находиться автомобиль. “Найти ненужный автомобиль не проблема, а найти именно такой, который нужен нам, подходит по описанию под сценарий, да еще и такой, чтобы влез в стандартные 90-сантиметровые двери - вот это был челлендж“, - вспоминает он.
Подходящие под эти параметры Волынянки (ЛуАЗ) все находились в Западной Украине, и их транспортировка в Киев стоила бы немало денег. Поэтому решили работать с тем, что есть, и остановились на Запорожце - настоящем динозавре наших дорог. Из нескольких вариантов Запорожцев, которые приросли колесами к земле, нашли тот, который можно было забрать хоть сейчас и который подавал признаки жизни.
Читай также: Forbes составил рейтинг миллиардеров, которые начинали бизнес с нуля
“На следующий день мои коллеги поехали за машиной, заправили ее свежим бензином - и (о, чудо!) зверь завелся. Мы повели ЗАЗ 986м из-под Киева на разделочный стол за Троещиной, где его разрезали, выпотрошили и в таком виде доставили в нашу локацию. Внутри помещения половину машины собрали, сварили и намарафетили под крутой, видавший виды внедорожник. Так в нашем Парке появился первый динозавр“, - говорит Вихтюк.
Читай также: Углерод по-украински: от гибких смартфонов до машин без бензина
По его мнению, самое сложное в этом бизнесе - понравиться всем клиентам, особенно тем 10% социально активных людей, которые любят часто ходить в квест-комнаты и активны в соцсетях. Репутация и общественное мнение имеют первоочередное значение. Также надо быть готовым, что в таком проекте невозможно точно спланировать свое время. Часто возникают вопросы, которые надо решить прямо сейчас: это и поломки механизмов, и работа с гостями, и маркетинговая активность.
Что в будущем?
Конкуренция диктует новые требования. Сейчас, чтобы найти свою нишу на рынке квест-комнат, важно сделать что-то неожиданное. Основатели квест-румов пробуют новые форматы: квест Мистериум от Escape Quest - ужастик в реальной жизни с живыми актерами, COSMOS VR - комната от Взаперти с элементами виртуальной реальности, Секретные материалы от Mystery Play, Космический пионер - смесь квеста, аудиокниги и текстовых квестов от компании Кома.
Что дальше? “В мире есть несколько трендов. Один из них - более массовые игры: не на 4 человека, а 8-12, вплоть до 3 000 (есть в Японии). Второй тренд - виртуальная реальность и все, что с ней связано“, - говорит Ярослав Каплан.
Читай также: Прогресс интернета вещей: японская компания не жалеет средств на изучение IoT
В Будапеште квест-румы запустилист на 5 лет раньше, чем в Киеве, и там по сей день существует рынок. Скорее всего через пять лет комнаты продолжат существовать, но сильно изменятся в связи с ростом технологий. “Сам по себе фан в посткомпьютерную эру - это здорово. Важно вырвать людей из смартфонов и компьютерных игр, дать им физическую среду, где они могут все потрогать руками, подвигаться, порешать загадки, подумать. Мне кажется, это очень долгоиграющий продукт. Но все может меняться“, - отмечает участник Escape Quest.
Ранее сообщалось о том, что Samsung инвестирует в интернет вещей.
Смотри также - 13 типов игроков в квест-комнатах: