Украинские медиа-группы в поисках дополнительных средств на развитие решили заработать на провайдерах. На прошлой неделе в первом чтении был принят законопроект, который позволяет частным эфирным телеканалам самостоятельно решать, на каких условиях они будут представлены в кабельных сетях в городах с населением от 50 000 человек.
Как утверждают в пояснительной записке к законопроекту его авторы (депутаты Виктория Сюмар, Богдан Онуфрик и Сергей Высоцкий), из-за значительного снижения экономической активности реклама не может обеспечить СМИ достаточным объемом средств для создания мощной индустрии отечественного кино- и телепроизводства и параллельного отказа от контента России.
Читай также: Ресторанный бизнес понес убытки из-за провала сборной на Евро2016
По мнению депутатов, сейчас у частных телеканалов связаны руки - они в обязательном порядке должны присутствовать в социальном пакете всех кабельных сетей страны. После принятия закона каналы смогут заключать с кабельщиками коммерческие договоры и попробуют продавать им доступ к своему контенту.
Полезные данные
Социальный ТВ-пакет (или универсальная программная услуга, УПУ) - пакет телеканалов, которые распространяются в наземном эфире. Согласно украинскому законодательству, эфирные (то есть те, которые можно принять без декодеров и цифровых приставок на обычную домашнюю антенну) телеканалы в обязательном порядке должны также присутствовать в кабельных сетях. Независимо от того, есть ли у вещателей договоры с кабельщиками или нет. УПУ в Украине состоит примерно из 20 телеканалов. Это вещатели группы StarLightMedia, 1+1 Медиа, Медиа Группы Украина, группы Интер и т.д. Эта норма была введена в 2006 году, чтобы монопольные кабельные операторы не могли выбрасывать из своих пакетов каналы тех или иных медиагрупп.
Читай также: Объявлен конкурс на вещание нового канала
Кто беднее
Из-за принятия законопроекта в первом чтении и подготовки его ко второму у кабельщиков и телевизионщиков сразу же возник конфликт интересов. Денег на рынке Украины для тех и других стало слишком мало. Рекламный рынок за последние годы сдулся даже в гривневом эквиваленте. По данным Всеукраинской рекламной коалиции, объем рынка ТВ рекламы в 2015 году составил 4,2 млрд грн (или около $180 млн), в 2014-м - 4,9 млрд грн (или более $600 млн). В валюте рынок просел почти в три раза, что усложнило отечественным медиагруппам процесс закупки западного контента, нового оборудования, производства собственных передач.
Поэтому крупнейшие медиагруппы захотели попробовать создать дополнительный источник доходов - брать деньги с кабельщиков за трансляцию своего контента. “В отличие от других участников телевизионного рынка, кабельные операторы на сегодня единственные, кто является прибыльными с предельной маржинальностью. И это успешные компании, в первую очередь, за счет отечественных телеканалов“, - считает генеральный директор 1+1 Медиа Александр Ткаченко. Настало время делиться?
Читай также: Стало известно, кому достанутся 4G-частоты в Украине
Кабельщики говорят, что далеко не шикуют. Согласно данным Госстата, их доходы в 2015 году составили немногим более 1,5 млрд грн. Всего на 7% больше, чем в 2014-м. И они тоже жалуются на жизнь. Средний доход с одного абонента в месяц составляет сейчас всего 36,9 грн, утверждает директор ассоциации Телекомпалата Украины Константин Грицак. При этом только на доставку сигнала каждому абоненту нужно потратить около $1,5-2, отмечает президент крупнейшего провайдера кабельного ТВ Воля Сергей Бойко. По его словам, абоненты платят компании примерно 57 грн - чуть больше, чем в среднем по рынку. Но многие другие телеком-игроки кросс-субсидируют услуги кабельного ТВ за счет более прибыльных направлений деятельности - интернет-доступа и мобильной связи. Иными словами, кабельное ТВ в Украине, по мнению менеджера, существует на грани рентабельности. Бойко добавляет, что в других странах восточной Европы такая услуга обходится хотя бы в 12-25 евро.
Трудности оценки
Кабельщики опасаются, что как только закон примут, телевизионщики поставят слишком высокую цену за трансляцию. Константин Грицак вспоминает, что он встречал в СМИ оценку: за показ всех украинских частных каналов с оператора могут взять около $1 в месяц в расчете на каждого абонента. Если это произойдет, кабельным сетям придется практически вдвое поднять цены для своих клиентов, утверждает он.
Читай также: Летний тариф: сейлз-хаусы раздают скидки рекламодателям на ТВ
“Скорее всего, цифра $1 в месяц взята из моего интервью в октябре 2015 года“, - говорит директор по стратегическому развитию группы StarLightMedia (СТБ, Новый, ICTV, M1, M2, QTV) Федор Гречанинов. По его словам, это была прогнозная оценка тарифа с перспективой 4-5 лет. И лишь в том случае, если рынку удастся побороть интернет-пиратов.
Менеджер добавляет, что для начала можно брать с кабельщиков 2-3 грн с абонента в год за возможность трансляции всех эфирных украинских каналов (а это всего 5-8 млн грн годовых сборов со всего рынка). Стоимость доступа отдельно к пакету StarLight он оценил в 1 грн за абонента. “Кабельные операторы не против платить деньги иностранным каналам за их контент. Но почему-то против того, чтобы платить отечественным каналам“, - добавляет Ткаченко.
За контент таких групп каналов, как Dicsovery, за каждого абонента в месяц приходится выкладывать от одного доллара и выше, подтверждает Бойко. Но уточняет, что такие премиум-каналы обычно не доступны в открытом незакодированном виде в эфирных сетях, интернете и на спутнике. Поэтому плата за доступ к ним имеет экономическую целесообразность.
Читай также: Квоты на кино: станет ли украинское ТВ европейским
Закон с дыркой
Украинский законопроект коснется лишь кабельных сетей. С ними телеканалы хотят заключать коммерческие договоры на трансляцию, тогда как этот же контент будет доступен зрителям в открытом виде. Кабельщики готовы садиться за стол переговоров, только когда доступ к контенту станет эксклюзивным. Это означает, что трансляция каналов через спутник должна быть закодирована, а спутниковые ТВ-провайдеры и провайдер цифровой сети эфирного вещания Зеонбуд также должны платить деньги за доступ к контенту на равных условиях. “Что касается спутниковых платформ, то с ними мы тоже ведем переговоры. Мы считаем, что они, как платные ретрансляторы, тоже должны платить“, - говорит менеджер из StarLightMedia. Но он не согласен, что по той же схеме нужно работать с Зеонбудом. “Во всем мире есть бесплатный ТВ-эфир. В Украине его предоставляет Зеонбуд“, - отмечает Гречанинов.
Читай также: Суд внезапно отменил все решения по делу Зеонбуда
Если закон примут во втором чтении, кабельщики и телевизионщики начнут сводить счеты, кто кому за что и сколько должен, считает Константин Грицак. Это может привести к исчезновению украинских частных каналов из кабельных сетей. “Зрители будут искать альтернативу и начнут смотреть телевизор через спутник и интернет. Нерегулируемую среду, которая не защищена от российской пропаганды“, - подчеркивает он.
Ранее сообщалось о том, что Зеонбуду удалось оспорить штраф АМКУ в суде.