Не каждый украинец сегодня может позволить себе купить новое или б/у авто в один “заход“ - прийти в автосалон, оплатить покупку и уехать счастливым обладателем четырехколесного друга. Мало в нашей стране и тех, кто может воспользоваться рассрочкой или банковским кредитом, чтобы оплатить стоимость машины частями, пишет Сегодня.
Читай также: Сергей Васьков: Мошеннические схемы на рынке лизинговых услуг
Эксперты советуют в этом случае не прощаться с мечтой, а попробовать взять авто в лизинг - или, проще говоря, в аренду с правом выкупа. Лизинговые компании относятся к клиентам чуть лояльнее, чем банки, и чаще рассматривают заявки “в индивидуальном порядке“, понижая ставки клиентам с хорошей кредитной историей. В некоторых случаях лизинг авто может быть даже выгодней, чем кредит, но здесь надо быть предельно осторожным: слишком дешевый “сыр“ - первый признак лизинговых мошенников. А их в этом году на рынке необычайно много.
Банки тоже лизингуют
Несмотря на то, что кредитование набирает обороты, получить автозайм у банка проще не стало. Банкиры по-прежнему тщательно фильтруют клиентов, процентные ставки все еще высоки, а первоначальные расходы по кредиту отягчаются для заемщика сбором в пенсионный фонд, страхованием КАСКО и оплатой регистрации авто. Для кого-то все эти факторы (или даже один из них) могут стать решающей причиной отказаться от покупки авто в кредит и рассматривать альтернативные способы займа - например, финансовый лизинг или аренда авто с правом выкупа. Воспользоваться этой схемой могут как юрлица, так и физлица, но активно его используют предприниматели: крупные фирмы посредством лизинга регулярно обновляют автопарки, а “частники“ меняют личные авто.
Преимуществ у лизинга перед кредитом все-таки больше. По крайней мере, для тех покупателей, которые хотят получить авто быстро и при минимальных затратах
Участники рынка отмечают, что спрос на лизинг со стороны украинцев растет. “В начале года мы не прогнозировали роста рынка автолизинга. Летом был период затишья: в связи с рассмотрением закона о снижении акцизов на подержанные авто покупатели выжидали. Многие надеялись, что его принятие повлияет на стоимость новых машин. Но, как мы можем наблюдать, этого не произошло. И вот на протяжении последних месяцев отмечаем тенденцию к оживлению продаж“, - делится наблюдениями директор Porsche Finance Group Ukraine Андреас Целлер.
Читай также: Колеса в долг: Банки готовы выдавать кредиты на покупку авто
“В целом в этом году рынок растет. И даже некоторое затишье перед снижением пошлин не нивелировало эту тенденцию, - соглашается директор компании FastFinance Дмитрий Богодухов. - Сейчас количество заключаемых лизинговых договоров коррелирует с ростом спроса на автомобили, а он понемногу восстанавливается - по мере стабилизации курса доллара и стоимости автомобилей в гривневом эквиваленте“.
Рост интереса к автолизингу отмечает также директор ассоциации Украинское объединение лизингодателей Марина Масич. По ее словам, все больше украинцев ищут лизинговые компании, которые готовы работать с физлицами. На сегодня аренду с правом выкупа для физлиц на рынке активно предлагают 5-6 благонадежных компаний. Но в новом году их может стать больше, ведь даже некоторые банки из числа тех, что кредитует покупку машин, сейчас открывают отделения автолизинга.
“Основное преимущество лизинга перед кредитом в сегодняшних условиях заключается в большей доступности для клиентов. В первую очередь, в части особенностей оценки платежеспособности: для кредита подходы более жесткие“, - поясняет директор департамента автокредитования ПАТ Кредобанк Александр Кушлик.
Требования и предложения
Читай также: Салон в помощь: Как получить выгодный кредит на покупку авто
Низкая планка требований в лизинговых компаниях объясняется просто: когда человек берет авто в аренду, юридическим собственником машины остается лизингодатель. Право собственности на авто переходит к лизингополучателю только после полного расчета с компанией - в отличие от кредита, где залоговое имущество принадлежит клиенту после оплаты первоначального взноса. “Поэтому при возникновении проблем с обслуживанием задолженности намного проще забрать у клиента авто“, - подчеркивает Кушлик. Это может произойти не только при частых пропусках ежемесячной платы, но и по другим причинам: например, при превышении ежегодного пробега либо уклонении от техосмотра в те сроки и на той станции, которую указала лизинговая компания.
Дороже, чем кредит, лизинг может быть только в том случае, если в лизинговые платежи включаются расходы, связанные с сервисом автомобиля, сезонной заменой шин и аналогичные
Условия непростые, но осуждать лизингодателей за строгость не стоит. Как собственники авто, они заинтересованы в его товарном виде - на тот случай, если клиент, к примеру, арендует машину для интенсивной работы в такси и вернет ее спустя пару лет в негодном состоянии. Кроме этих моментов, преимуществ у лизинга перед кредитом все-таки больше. По крайней мере, для тех покупателей, которые хотят получить авто быстро и при минимальных затратах.
Читай также: В Киеве появился рынок нерастаможенных авто
“Важный плюс лизинга в том, что расходы по регистрации автомобиля, на сбор в пенсионный фонд и страхование распределяются во времени и платятся в составе ежемесячных платежей, - поясняет Богодухов. - При получении кредита эти траты сразу ложатся на заемщика и в некоторых случаях могут составить до 10% стоимости авто“.
“Дороже, чем кредит, лизинг может быть только в одном случае, - акцентирует Богодухов. - Если в лизинговые платежи включаются расходы, связанные с сервисом автомобиля, сезонной заменой шин и аналогичные. Но это касается в большей степени лизинга для юрлиц. Кроме того, с лизингополучателя снимается большая разовая финансовая нагрузка - например, при необходимости обновить сразу все четыре шины“. Впрочем, на рынке есть предложения с минимальным “наполнением“ платежа: например, компании, которые предлагают услугу краткосрочного лизинга (сроком до года), зачастую уже не требуют КАСКО, что позволяет клиенту сэкономить 6-7% от стоимости автомобиля в год, а в некоторых случаях - и до 8%.
Чем хуже история, тем выше ставка
Читай также: Как правильно подготовить автомобиль к зиме
Что касается финансовых условий лизинга, тут тоже есть несколько интересных нюансов. “Во-первых, на сегодня это единственный способ получить финансирование на покупку авто в валюте, ведь валютное кредитование банкам фактически запрещено. Это может дать двухкратную экономию в процентной ставке, но возлагает на покупателя курсовые риски. С другой стороны - стоимость автомобиля и так привязана к валюте, поэтому с ростом курса доллара растет и его гривневая цена. Поэтому многие, учитывая текущее снижение риска девальвации гривны, выбирают лизинг с привязкой к доллару и экономят на процентах“, - анализирует Богодухов.
Например, в PFG Ukraine можно получить авто в лизинг под 10,5% с определением эквивалента в иностранной валюте (срок до 5 лет, аванс от 15%, админплатеж - 1,5%). А вот в гривнах процентная ставка гибкая: она составляет 24,9% и пересматривается ежеквартально.
Реальную экономию одной только репутацией не заработаешь: удешевить лизинг могут партнерские программы с дилерами и производителями
“В целом среднерыночные условия автолизинга за год существенно не изменились, - отмечает директор по маркетингу группы компаний АИС Сергей Боровик. - Как правило, лизингодатель просит аванс в размере 30%, готов заключать договор на срок от года до пяти лет со ставкой по финансированию 25-27% в гривнах. Но цена лизинга у нас привязана к ставкам кредитов. И, судя по динамике, примерно через полгода мы прогнозируем небольшое снижение ставок - как в банках, так и в лизинговых компаниях. Но надо учитывать, что лизингодатели индивидуально подходят к клиентам, в отличие от банков, где единая ставка и условия для всех. Например, если вас посчитают не очень благонадежным, то компания увеличит размер первого взноса, сократит срок финансирования и повысит ставку“.
Читай также: Стало известно, где продают самый дорогой и дешевый бензин в мире
А вот клиенты с положительной кредитной историей могут рассчитывать на особое отношение лизингодателя. “Если клиент справлялся с платежами по кредитам во время двух предыдущих кризисов, то вероятность, что он будет выполнять обязательства по договору лизинга, выше. Сейчас значение фактора идеальной кредитной истории будет только возрастать“, - убежден Богодухов. Впрочем, реальную экономию одной только репутацией не заработаешь: удешевить лизинг могут партнерские программы с дилерами и производителями. “Они более выгодны, так как определенные составляющие цены компенсируются за счет специальных финансовых механизмов со стороны производителей или импортеров“, - отмечает Кушлик. К сожалению, в отличие от кредитных партнерских программ лизинговые на украинском рынке пока единичны.
Внимание на договор
Рост спроса на автолизинг и в немалой степени желание людей сэкономить привели к настоящему всплеску мошенничества в этой сфере. На протяжении почти полугода на профильных форумах в интернете публикуют истории о том, как лизинговые компании берут с клиентов деньги и оставляют их с носом. Зачастую, с точки зрения права, мошенничества в чистом виде при этом нет, а сама схема выглядит до обидного просто.
“Такие псевдолизинговые компании нацеливаются на физлиц, - рассказывает Боровик. - В сети массово размещается реклама о продаже новых авто различных марок по цене на 10-20%, а то и на 30% ниже, чем у официального дилера. Однако таких скидок в реальной жизни не существует, ведь любую ценовую акцию проводит дилер, а не лизинговая компания. Клиенту обещают поставку автомобиля в течение недели, но после предоплаты от 10 до 50 тыс грн. Клиент подписывает договор, вносит предоплату - и остается ни с чем, потому что подписал не лизинговый договор, а договор... об оказании консультационных услуг по выбору автомобиля стоимостью 10-50 тыс грн! Это - подаренные деньги на старте. Есть договор, оплата сделана, услуга оказана“.
Читай также: Украинцы будут по-новому регистрировать авто
“Сам лизинговый договор у таких компаний составлен так, что авто получается намного дороже, а поставки можно ждать месяцами-годами, но чаще всего ее так и не происходит, - дополняет Масич. - Зачастую клиент в таком случае, по подсказке той же мошеннической компании, разрывает договор, теряя в результате таких действий даже самое малое право на возмещение“. Впрочем, тут же эксперт признает, что возмещение получить очень сложно при любых раскладах: “Правоохранительные органы проводят следствие и в его результате устанавливают, что основные требования закона соблюдены, а все дискриминационные нормы относительно себя клиент подписал в здравом уме и по доброй воле, - констатирует Масич. - К тому же, псевдолизинговые компании, как правило, официально зарегистрированы и формально выполняют все надзорные требования. Так что придраться в части нелегальной финансовой деятельности объективно не к чему“.
В Нацкомиссии по регулированию рынков финансовых услуг проблему с лизинговым мошенничеством не отрицают. Более того - в конце сентября ведомство сообщило об исключении из Государственного реестра 27 лизинговых компаний. Правда, не за аферы, а за нарушения в отчетности.
Читай также: Украинцы стали чаще покупать подержанные автомобили
“Что касается мошенников, то к нам приходят жалобы от физлиц на действия лизингодателей при заключении договоров, - рассказал член Нацкомфинуслуг Александр Залетов. - Чаще всего люди отмечают, что договоры лизинга перегружены нормами и отсылками к законодательным актам и написаны очень мелким шрифтом. Также - что компании дают неправдивую информацию о цене объекта, его наличии и сроках поставки, а представители лизингодателя торопят клиента с подписанием договора и оплатой услуг“. Все жалобы такого характера Нацкомфинслуг направляет в Нацполицию на досудебное расследование. Правда, как уже отмечала Масич, особого эффекта от этого нет.
Ранее представитель лизинговой компании Сергей Васьков рассказал, как не попасться на крючок лизинговых мошенников и на что обратить внимание в первую очередь при обращении в лизинговую компанию.
Смотри также - Как выглядит первый в мире летающий автомобиль: