В Украине растет не только число ДТП. Увеличивается и количество водителей, которые не покупают полисы автогражданки. Чем это грозит, и как себя вести в ДТП, если виновник не имеет страхового полиса, выяснял Минфин.

Читай также: Украинские страховщики активно снижают цены на каско

Ежедневно на дорогах Украины происходит 423 ДТП. И хотя наличие полиса “автогражданки“ является по закону обязательным, количество уклонистов от страхования растет. По оценкам экспертов, около полумиллиона автовладельцев сегодня либо вообще не имеет полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), либо имеет фальшивый или недействительный договор.

Рост количества незастрахованных водителей подтверждают в Моторном (транспортном) страховом бюро Украины (МТСБУ). В 2014 году за возмещением ущерба в ДТП, где виновный не имел полиса страхования, обратилось 1569 человек. В 2016 году почти в два раза больше - 3008. Размер выплат по таким авариям вырос втрое: с 27,4 млн грн в 2014 году до 78,3 млн грн в 2016 году. Резкий рост выплат за незастрахованных водителей даже стал причиной повышения гарантийных отчислений в МТСБУ при продаже каждого страхового полиса – с 3% до 4%.

Читай также: Как покрыть ущерб при ДТП с нерастаможенным автомобилем

Но рассчитывать на получение выплаты из МТСБУ может только водитель, который сам застраховал ответственность. Потерпевшему, у которого нет полиса автогражданки, улаживать вопросы с виновником аварии придется самому. Таких водителей сейчас много. В 2016 году на дорогах Украины произошло 158 776 ДТП. Но обращения в страховые компании последовали только в 119 186 случаях. Получается, что около 38 тыс дорожных происшествий урегулируются не в рамках страхования, а по старинке. 

“Часть из этих ДТП приходится на случаи, где оба водителя не имели полиса страхования или полис был выдан компанией, которая неплатежеспособна. Среди них есть и фальшивые полисы и сфальсифицированные. Около полумиллиона водителей не застраховали свою ответственность. Это около 7% или каждый четырнадцатый водитель“, - рассказал гендиректор Ассоциации Страховой бизнес Вячеслав Черняховский.

Почему водители не страхуются:

  1. Полиция толком не контролирует наличие полисов ОСАГО у водителей.
  2. Кризис и снижение уровня жизни заставляет украинцев экономить. 
  3. Плохая репутация страховщиков и низкое доверие к страхованию.

На страховщиков много других нареканий: компании затягивают с выплатой страхового возмещения или стараются всячески снизить размер суммы, положенной водителю. Ведь они платят не своим клиентам, а третьим лицам – потерпевшим. Поэтому не особо церемонятся.

Что делать, если у виновника ДТП нет полиса автогражданки

Читай также: ТОП-5 самых забавных страховых случаев

Прежде, чем переходить к оформлению ДТП, необходимо удостовериться в том, что полисы ОСАГО всех участников происшествия действительны. Сделать это можно, отсканировав QR-код на страховом полисе. Еще один вариант – зайти на сайт МТСБУ и найти в базе свой договор по номеру авто или серии и номеру страхового полиса. Также, чтобы проверить действительность полиса, можно просто позвонить в МТСБУ или в свою страховую компанию.

Если в результате проверки выяснилось, что у виновника аварии ответственность не застрахована, необходимо вызвать полицию. После оформления ДТП, потерпевшему следует обратиться за возмещением в МТСБУ. Но сперва ему придется пойти в суд и получить решение о признании незастрахованного водителя виновным в ДТП. При этом Моторное бюро заплатит пострадавшему только в том случае, если у него самого на момент аварии был полис “автогражданки“.

Внимание - регресс

Читай также: Украинцы готовы переплачивать за кредиты на автомобили

Мнение о том, что автогражданку можно не покупать – мол, Моторное бюро все равно заплатит пострадавшим, а виновник выйдет сухим из воды – ошибочно. После того как МТСБУ выплатит возмещение потерпевшему, оно потребует нерадивого водителя компенсировать расходы. То есть виновник, не застраховавший свою ответственность, в любом случае будет вынужден искать деньги и возмещать ущерб. Но уже по решению служителей Фемиды.

Также потерпевший имеет право обратиться с иском о возмещении ущерба непосредственно к виновнику ДТП, независимо от того, имел он полис страхования или нет. Такое право предусмотрено Гражданским кодексом и Постановлением Пленума ВСУ. Потому в случае, если потерпевшему недостаточно страхового возмещения для проведения ремонта или виновник ДТП не имел полиса “автогражданки“, потерпевший может сразу обратиться в суд с требованием к виновнику возместить ему причиненный ущерб.

МТСБУ платит за ущерб, нанесенный жизни, здоровью имуществу, если:

- виновникам ДТП стал водитель, у которого нет полиса автогражданки;

- виновник ДТП самовольно покинул место происшествия;

- виновником аварии является лицо, которое входит в категорию “льготников“: инвалид войны, инвалид I группы или лицо, управляющее авто в присутствии инвалида I группы, УБД;

- ответственность виновника происшествия застрахована в компании, которая была признана банкротом и/или ликвидирована;

- автомобиль, ставший виновником ДТП, был похищен у владельца.

Ранее сообщалось, что водителей будут дистанционно штрафовать за отсутствие страховки.

Смотри также - Как выбрать надежную страховую компанию в Украине: