После прошедшей в украинских СМИ информации о том, что Генпрокуратура обязала одного из крупных мобильных операторов Киевстар прослушивать телефонные разговоры абонентов, общество не на шутку обеспокоилось сохранностью своих личных дынных, сообщает UBR.

Читай также: Тотальный контроль: украинцам будут отключать интернет и мобильную связь

В последствии оказалось, что запрос касался всех крупных операторов. Правда, обязывал их лишь хранить данные о своих абонентах более 3 лет. Связали эту “просьбу“ с расследованием времен Майдана.

Тем не менее, говорят эксперты, такие запросы приходят украинским провайдерам и сотовым операторам постоянно. Они разнятся по объему информации, в зависимости от потребностей того или иного производства.

Что могут рассказать органам

Мобильные операторы действительно могут передавать информацию о своих пользователях, но только в определенных случаях и то не всю.

“Информацию о событиях в сети мы передаем правоохранительным органам только в рамках процедуры, установленной законом - на основании решения суда по каждому конкретному запросу - по конкретным номерам за конкретный период, зафиксированный в судебном решении“, - рассказала пресс-секретарь Vodafone Украина Виктория Павловская.

В Киевстар нас тоже заверили, что чтят конфиденциальность своих абонентов. Хотя также признали, что не выполнить решения суда, которое получило законную силу, не могут - это является уголовным правонарушением.

Читай также: Киевстар не давал прокуратуре доступ к прослушке всех абонентов

Таким образом, согласно законодательству, следователь на основании решения суда в рамках открытого производства может запросить информацию о событиях, которые происходили в мобильной сети. Например, факт совершения звонка, отправки смс по конкретному номеру или по определенному адресу. Но речь ни в коем случае не идет о содержании сообщений или разговоров, такой информации у мобильщиков просто нет, уверяют операторы.

Да и запросить данные пользователей силовики могут только в случае, “если иначе эту информацию получить нельзя“ и только в рамках уголовных производств. То есть, запрашивать личные данные всех подряд по закону не могут, говорят юристы.

“Оператор или провайдер хранит информацию о пользователе и об услугах, которыми он пользуется, но такая информация является охраняемой законом тайной, то есть, она может распространяться только при наличии письменного согласия пользователя“, - рассказала младший юрист Eterna Law Анастасия Майструк.

Могут запросить у провайдеров

Проще всего, говорят эксперты, силовикам (СБУ, ГПУ, МВД, НАБУ) получить данные о клиентах на основании письменных запросов в банки, налоговую, телеком-операторам.

А вот прослушка - очень опасный (чревато уголовной ответственностью), сложный (санкция суда) и дорогой (при большем круге лиц) инструмент. Поэтому она скорее используется точечно по отношению к заметным политикам и предпринимателям.

Хотя и по надуманным делам такие методы тоже практикуются, говорят эксперты. “Либо по расследованию реальных уголовных дел, либо по отдельным лицам по притянутым за уши поводам. Если есть решение суда - оператор все предоставит“, - отметил СЕО компании SBT Systems Ukraine Дмитрий Овчаренко.

Читай также: Когда полиция бессильна: сколько стоят услуги частных детективов

Помимо прослушки в помещениях или вещах, узнать нужную информацию могут и через трояны на компьютере или мобильных устройствах. Немного другая история - тотальная слежка, когда исследуется весь трафик, посещение сайтов, происходит сопоставление посещений сайтов, MAC- и IP-адресов, данных геолокации и мобильных вышек.

В результате можно обнаружить связь между разными устройствами одного человека, отследить перемещения и в конечном итоге установить адрес проживания, место работы, реальное имя и многое другое, даже если предпринимаются меры по анонимизации.

“Для этого как раз и нужен доступ ко всем передаваемым данным - именно то, что произошло с Киевстаром“, - подметил техдиректор провайдера Нетассист Александр Телятников.

Единственный вариант хоть как-то обезопасить свои данные - пользоваться новыми средствами связи вроде Viber, Telegram, но и здесь есть нюансы. В мире интернета следы любого пользовательского выхода в сеть навсегда остаются в интернете. Поэтому детальное изучение соцсетей - это уже классика, говорят эксперты.

Причем не только со стороны силовиков, а, например, и потенциальных работодателей и пр. Лучше выбирать новые приложения для связи, говорят эксперты, - органы не успевают за всеми новинками. Хотя, если очень нужно - поломают и новые.

Для безопасности эксперты советуют использовать такие методы:

  1. шифрованные разделы;
  2. хранение данных за пределами страны;
  3. разговоры через внутреннюю АТС с шифрованием трафика; 
  4. переписка через мессенджеры с поддержкой шифрования. Простой вариант - Messenger, Jabber. Более серьезный - через персональный сервер за пределами страны.

“И вообще, телефонная связь и sms - по определению не являются конфиденциальными каналами связи. Это нужно просто принять как данность. По соцсетям - конечно сбор информации ведется. А полный доступ к каналам связи очень упрощает это процесс“, - добавил Александр Телятников.

По закону - обязаны спросить

Читай также: Конфиденциальная информация в Украине стала легкой добычей для хакеров

Как уже стало ясно, единственно правильный способ получить данные - заручиться постановлением суда о снятии (получении) информации с каналов связи. Но силовики не брезгуют и другими, не совсем законными методами сбора информации, говорят юристы.

К таким уловкам, в частности, относятся:

  1. Правоохранители, прикрываясь антитеррористическими мероприятиями, получают информацию без решения суда.
  2. Или же имея решение суда только по одному абоненту, получают информацию и о других лицах, которые общаются с объектом или даже вообще не имеют никакого отношения к лицу, в отношении которого осуществляются подобные мероприятия.
  3. Применяют для получения данных специальный прибор - тарелку. Он устанавливается в небольшом расстоянии от абонента в специальном авто. Информация снимается в режиме онлайн.
  4. Установка без решения суда техсредств (жучков), которые предоставляют возможность получить информацию;
  5. Также силовики могут выдавать номер одного абонента за другой. Пишут рапорт или в удобном для себя контексте получают показания от “собственных свидетелей“, где отмечают, что именно этот номер принадлежит лицу в отношении которого осуществляется производство.

“На самом деле такие данные могут не соответствовать действительности и таким образом добывается информация о лице, не имеющего никакого отношения к делу, но интересная силовикам“, - рассказал партнер АО ЮФ Ario Евгений Грушовец.

Скачивают прослушку в интернете

Кроме всего прочего, в интернете доступно также множество программ, позволяющих негласно прослушивать, сохранять или передавать записи телефонных разговоров, смс-сообщений, а также географические координаты и даже снимки со встроенной фотокамеры. То есть технически может быть прослушан любой мобильный телефон, говорят юристы.

Читай также: В Нацбанке отреагировали на прослушку зампреда Рожковой

“Даже выключенный смартфон может работать как пассивный микрофон и управляться дистанционно, чтобы передавать запись разговоров. Для защиты телефона от прослушивания существует технические рекомендации, в том числе и установка специального программного обеспечения либо оборудования, которые минимизируют подобные риски“, - рассказал юрист ЮК Волхв Ярослава Борка.

При этом стоит учитывать, что неофициальный способ прослушивания находится вне закона и полученные таким образом данные являются недопустимыми доказательствами в судопроизводстве, в том числе и по уголовным делам. Кроме этого, незаконное прослушивание телефонных разговоров является преступлением, предполагающим уголовную ответственность, говорят юристы.

Ранее сообщалось о том, что украинскому хакеру грозит до 30 лет тюрьмы в США.