Движущие силы Майдана не стали его бенефициарами. Если антикоррупционный орган на исходе четвертого года революции получает с размаху в ухо за вскрытие коррупционной схемы, значит “в консерватории что-то не так“. Если в начале пятого года еще нужно объяснять, что простые и низкие налоги лучше сложных высоких – это еще более что-то не так в консерватории.

Читай также: От редактора: Предлагают, но не дают

К сожалению, ситуация такова, что реформы запускаются только тогда и если, когда ресурсов на сохранение старых недобрых схем просто не остается. Сейчас похоже на то, что мы “накануне грандиозного шухера“. Впереди 2018 год – последний перед началом массированных выплат по внешнему долгу, он еще и предвыборный, кстати.

А 2017 год украинская экономика заканчивает с темпами восстановления ВВП, что на уровне ошибки измерения. Нужно 7-9% в год с учетом того, куда ВВП рухнул в 2014-2015 годах. Ожидается по итогам 2017 года 1,8% (оценки МЭРТ) примерно. Даже прогнозируемый рост в 2018 году на 3,2% (оценки НБУ) – это ни о чем. Тем более, что МЭРТ прогнозирует 3% на 2018 год, 3,6% – на 2019 и 4 % – на 2020 год.

Бизнес вышел со встречи с президентом и премьером с воодушевлением и с двумя вопросами – "Когда?" и "Почему не год назад?"

Нам нужно, чтобы восстановление экономики шло вдвое быстрее. Но для этого требуется всего ничего – умерить аппетиты естественных монополий, снизить налоговое давление, давить коррупцию в госзакупках. Это очень сложный выбор – в таком случае бенефициаром становится средний класс плюс малый и средний бизнес. То есть движущие силы Майдана-2014. И из бенефициаров вылетают “любі друзі“.

Встреча премьера и президента с бизнесом? Радоваться надо. И есть причины – нам обещано много хорошего. Но в тени осталась проблема демонтажа упрощенной системы налогообложения. Есть проблема сопротивления минфина введению налога на выведенный капитал – 1 декабря на упомянутой встрече Александр Данилюк лихо оппонировал Нине Южаниной по поводу этого. Слушайте, ну если министр финансов возражает реформам, может быть ему не стоит оставаться в этом кресле? Он за год не смог решить проблему налоговой милиции.  Год – это долго. Хотя он, как утверждают знающие люди, имел всю необходимую для этого поддержку.

Читай также: От редактора: Пчелы против меда или монополия на распил

И вместо сопротивления налоговой реформе и атак на “упрощенку“ хочу видеть от министра финансов старта переговоров о “реструктуризации-2.0“ по внешнему госдолгу. Потому что у нас выбор простой: ресурсы уйдут или на стимулирование экономического роста, или на выплаты внешним кредиторам. А власти в 2018 году, накануне выборов-2019 крайне нужна success story, признаков которой пока не видать. И нужны деньги для ублажения неимущих групп избирателей. Без экономического роста ресурс для этой цели можно получить только освежевав до костей тушку МСБ. Но МСБ этого точно не позволит.

Александр Крамаренко