Завод Кузница на Рыбальском (ранее Ленинская кузница) приобрел около 3 тысяч тонн сыра, чтобы оптимизировать не менее 1,3 миллиона гривен налогов. Об этом идет речь в сюжете программы Наші Гроші з Денисом Бігусом.
Читай также: Fitch: Украина получит очередной транш от МВФ в течение года
В 2013-2015 годах на уровне с закупкой производственных материалов для своего промышленного производства, Кузница в таких же промышленных масштабах покупала сыр и сухое молоко. За это время завод перечислил фирмам группы компаний Milkiland более 220 млн грн за 2,721 тысячи тонн сыра и 215 тонн сухого молока.
В группе компаний Milkiland подтвердили продажу сыра Кузнице. По их данным, после продажи сыр Кузницы физически не поставлялся, а экспортировался компаниями Milkiland от имени Завод Кузница на Рыбальском по договору комиссии.
“Мы через завод “Ленинская Кузница“ экспортировали товар. Отдавали им товар, потом забирали его на комиссию, Милкиленд-Украина отправляла его на экспорт“, - отметил исполнительный директор Анатолий Юркевич.
Целью операции для Milkiland было возмещения НДС, которое задолжала группе государство, за счет Ленинской кузницы.
Читай также: Кабмин изменит цену на газ по требованию МВФ - Порошенко
Общая схема выглядит следующим образом: когда экспортеры продают товар за границу, то государство должно компенсировать им налог на добавленную стоимость. Эта компенсация начисляется, однако ее выплата задерживается на неопределенное время. Тогда экспортер, которому государство должно компенсацию, “на бумаге“ продает свой товар компании, которая наоборот, имеет налоговую задолженность перед бюджетом. И потом от имени этой компании проводит экспорт.
Компенсацию НДС, которую государство должно провести этому “транзитному“ экспортеру - нет необходимости ожидать. Поскольку у него самого есть долг перед бюджетом, “транзитер“ просто списывает его “взаимозачетом“.
“Мы решали свои проблемы с компенсацией НДС, которые на тот момент были в государстве. Они нам отдавали НДС и мы были счастлив “, - объяснил Юркевич.
Если выгода производителя в описанной схеме очевидна, то польза от оптимизации “транзитному“ экспортеру - непонятна. Покупая сыр - он живыми деньгами теряет ту же сумму, на которую “скосил“ себе налогов.
Юркевич рассказывает, что выгода Кузницы заключалась в скидке, которую фирме делали на товар.
Читай также: Порошенко в Давосе встретился с главой МВФ
“Денег от экспортера заходило больше, нам перечислялось поменьше. На тот момент это было 5-10% от суммы компенсированного НДС. От 13 млн грн НДС, если мы говорим о 10%, - это 1,3 млн грн. Вот, соответственно, мы продали им на 67 млн грн продукции, а от наших клиентов им зашло 68,3 млн грн. Миллион триста тысяч остались у них в качестве вознаграждения“, - отметил он.
В Milkiland отмечают, что операции с сыром - это была вполне законная оптимизация налогов, прибегнуть к которой заставили украинские налоговые реалии. Однако суммы транзакций называют втрое меньшими, чем зафиксировано в данных программы. “У нас сумма операций общая была 270 млн. Есть два различных блока. На 80 млн были операции продажи и дальнейшего экспорта. На 160 млн были операции “ответственного хранения“ и возврат товара. Это было обеспечение гарантийное по подписке. По “160“ вот этих - деньги не двигались, а по “80“ деньги двигались и копейка в копейку были выплачены“, - заявили в Milkiland.
По этой версии легальной оптимизации, Кузница - предприятие с чистым доходом от реализации в 2013-2015 годах почти в полмиллиарда гривен - приняла участие в этой схеме ради 1,3 млн грн (0,28% от доходности).
Крупнейший акционер Завода Кузница на Рыбальском - фонд Прайм Эссетс Капитал Петра Порошенко с пакетом 82,5% акций. Еще 11,5% акций предприятия принадлежит фонду ВИК Игоря Кононенко.