Создание Укрзализныцей грузового филиала "УЗ Карго" с наделением ее железнодорожным грузовым подвижным составом и необходимыми активами и ресурсами для полного самостоятельного удовлетворения потребностей в обслуживании и эксплуатации подвижного состава, в том числе вагонные и локомотивные депо, полностью соответствует принципам, которые предусмотрены Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС, – считает экономист Борис Кушнирук.
По его мнению, в первую очередь, должна была появиться законодательная база, которая бы урегулировала все аспекты реформирования железнодорожного транспорта. Особенно, в части управленческого, организационного и финансового отделения грузовых и пассажирских перевозок.
"Но правительство в рамках своих полномочий, несмотря на отсутствие обновленного закона "О железнодорожном транспорте", принял распоряжение от 12.06.2019 г. №591-р, которым согласовал Стратегию АО "Укрзализныця" на 2019-2023 годы ("Стратегия")", – поясняет он.
По оценкам Бориса Кушнирука, эта Стратегия отвечает принципам реформирования железнодорожного транспорта, определенных законопроектом "О железнодорожном транспорте" (№1196-1 от 06.09.2019 г.). Основой целью этого законопроекта является либерализация в сфере железнодорожного транспорта, создание условий для развития конкуренции на рынке железнодорожных перевозок, в первую очередь грузовых, с учетом основных требований законодательства ЕС.
Эксперт также напомнил, что стратегия была утверждена Наблюдательным советом АО "Укрзализныця" и полностью соответствует основным требованиям Директив и Регламентов, регулирующих развитие железнодорожного транспорта в ЕС. В свою очередь, правление Укрзализныци начало осуществлять соответствующие шаги, предусмотренные Планом мероприятий по реформированию железнодорожного транспорта, который был утвержден распоряжением Кабинета Министров Украины от 27.12.2019 г. №1411-р.
В конце 2020 года был создан филиал "УЗ КАРГО", в состав которого войдут железнодорожный грузовой подвижной состав и необходимые активы и ресурсы для полного самостоятельного удовлетворения потребностей в обслуживании и эксплуатации подвижного состава, в том числе вагонные и локомотивные депо.
"Следовательно, такие действия приведут к отделению грузового перевозчика "УЗ КАРГО" от оператора инфраструктуры "УЗ ИНФРА", в состав которого войдут пути, станции, устройства сигнализации и связи, другие активы и ресурсы для обеспечения эксплуатации инфраструктуры и управления движением поездов", – пишет Борис Кушнирук.
Он также отметил, что, к сожалению, в течение практически всех лет независимости система железнодорожного транспорта беспощадно разворовывалась менеджментом АО "Укрзализныци" и властями.
"Реализация его реформирования в соответствии с основными требованиями законодательства ЕС только декларировалась, но практических шагов, к сожалению, почти не осуществлялось", – считает экономист.