2021 стремительно добегает конца. Самое время оглянуться вокруг и подвести итоги, что хорошего и непростого он нам принес. С чем украинский бизнес столкнулся и, как предприниматели смогли использовать на благо себе те обстоятельства, в условиях которых пришлось работать. А в конце нас всех ждет финансовый прогноз на 2022 и советы для вашего дела жизни.

Каким был 2021 для украинского бизнеса?

Уходящий год Быка стал ярким подтверждением того, что предпринимательство как вид деятельности, а бизнес как явление практически ничто и никто не может уничтожить. За деятельностью стоят люди, а где они там сила духа и логичная коммерция. 

После 2020 украинскому бизнесу пришлось активно приспосабливаться к новой карантинной реальной, которая не покидает нас в той или иной условной форме. Основной экономический удар от пандемии на себя приняли предприниматели малого и среднего бизнеса, в частности владельцы небольших торговых точек, магазинов, кафе и арт-мастерских. 

При этом широкий сегмент бизнес-сфер столкнулся с проблемой создания единой системы онлайн-коммуникаций, которая бы включала в себя все существующие виды мероприятий: вовлекающие, рабочие, неформальные, анализирующие, обучающие, коммуникативные. Планирование и контроль строились на абсолютно новых методах в условиях сжатых сроков. 

Отдельное место заняли неожиданные коллаборации на фоне своей невостребованности. Игроки из неконкурирующих сфер объединились для создания новых возможностей на рынке. Например, аптеки, супермаркеты, банки, рестораны и службы доставки стали предлагать услуги и продукты в комплексе своим клиентам. 

И всё же поводов для оптимизма гораздо больше, чем для пессимизма. Локальные стартапы и коммерческий бизнес нашли и с нуля создали достаточно способов нарастить не только свои конкурентные преимущества, но и прибыль. 

Примеры сделок: кто что “купил” в этом году?

Предлагаем наглядно разобрать сделки слияний и поглощений (M&A), которые произошли в разных бизнес-секторах Украины. Общий объем сделок  M&A составил $2,72 миллиарда. А это, на минуточку, в 2,3 раза больше, чем в сложном 2020-ом, когда насчитали $1,02 млрд. При этом новая цифра даже выше, полученной в 2019-м, когда рынок оценивался в $2,1 млрд.

Традиционно свою активность проявил IT-сектор, заключивший 32 сделки на общую сумму $789 млн. (включая привлечение инвестиций). Кроме этого 19 сделок на $234 млн. состоялось в сельхозе, 14 сделок произошло в пищепроме на сумму $58 млн., а также 8 сделок произошло в финансовом секторе общей ценностью $109 млн. 

Если объективно смотреть на количество денег, то, конечно, лидирует IT со своими $789 млн. Далее идет недвижимость и строительство, где буквально шесть сделок привлекли $650 млн. Затем в списке идет металлургия, где отмечена всего одна сделка, но зато на целых $340 млн. Далее уже упомянутое сельское хозяйство на $234 млн. 

Завершает список сделок в 2021 году 2 сделки общей стоимостью $142 млн.  в нефтехимической промышленности и шесть сделок на $130 млн. в секторе розничной торговли.

Новая бизнес-реальность оказалась удобнее, гибче и перспективнее, хотя вызовов было и есть более, чем достаточно. Может, поэтому после ослабления карантинных ограничений бизнес не спешит возвращаться к “доковидным” системам работы и дело не только в рискованности этого решения, но и в возможностях, которые нам открыла пандемия.

Компании, которые воспользовались ситуацией/кризисом

Как и стоило ожидать, среди всеобщего уныния в одних отраслях, например, таких как туризм и авиация, и бурного роста в совершенно других, вроде доставки еды и онлайн-торговли. Конечно, не обошлось и без неожиданностей, но сначала два слова об очевидном. 

Пятерка американских hi-tech гигантов - Amazon, Microsoft, Apple, Facebook и, разумеется, Google уверенной поступью направляются к тотальному мировому экономическому господству. Пандемия обернулась для них широкими полномочиями и неиссякаемыми возможностями, поскольку на пике интернет-торговля, онлайн-общение и гибридный формат работы из дома. Сформировавшийся бум подстегивает спрос на интернет-рекламу, контент,  компьютеры и гаджеты. 

В Украине самые предприимчивые бизнесмены также воспользовались ситуацией, в которой оказался рынок и смогли развернуть ее в свою сторону на благо развитию собственных идей. Например, известный beauty-бренд Sister`s Aroma в сложный для всех 2020 год разработал эксклюзивные парфюмированные санитайзеры. В их состав входит парфюмированный спирт, что и делает их уникальными. Данный продукт впервые появился на украинских прилавках благодаря Sister`s Aroma и до сих пор является единственным в своем роде. Ставка была сделана не на мимолетный заработок, а на заботу о клиенте. Уникальная формула “smart”, в которую входит ламеллярная эмульсия  защищает кожу от обезвоживания и способствует восстановлению эпидермального барьера. Созданные санитайзеры адаптированы к конкретным проблемам и потребностям кожи, поэтому многократно усиливают ее лечебный и профилактический anti-age эффект. Так Sister`s Aroma транслирует заботу о здоровье и природной красоте своих клиентов. Именно такой подход открывает изобильные возможности для прибыли.

Основательницы beauty-бренда Sister`s Aroma Дарья и Юлия Бурковские признаются, что они делали и делают продукт для себя. Поэтому состав любого средства абсолютно уникален и экологичен, что помогает выделиться среди многочисленной однообразной парфюмированной косметики на рынке и удовлетворить запросы миллионной аудитории потребителей.

Для тех, кто не знает Sister’s Aroma – украинский бренд-производитель умной “smart” уходовой косметики, нишевой парфюмерии, натуральных свечей, аромадиффузоров, ароматов для авто, а также парфюмированных санитайзеров. Существует на рынке с 2018, но с момента первой волны пандемии и разработке и парфюмированных санитайзеров стал наиболее узнаваемым и инвест-привлекательным.

Другой пример FoodBanka - проект, предоставляющий готовую еду в банке, которую достаточно встряхнуть и разогреть за 3 минуты в микроволновке. С таким же посылом проект iceFood - доставка замороженных готовых блюд, в частности супы, вторые блюда и десерты. Оба проекта были созданы и запущены за девять дней в период пандемии братом и сестрой. Цель, которую Светлана с Сергеем ставили перед собой, была в том, чтобы помочь людям сократить время на готовку еды и походы по магазинам. 

Конечно, это далеко не все бизнесы, которые выросли и продолжат свой рост. Есть один критерий, по которому можно определить перспективные отрасли: нужно смотреть на потребление. Если какой-то продукт люди начинают потреблять в разы больше, чем раньше, то эту сферу ждет бурный рост. 

Открытые источники

Кризис - точка роста!

Существует известное мнение, что абсолютно любой кризис - это точка гарантированного роста. Коронакризис стал настоящим испытанием для украинского бизнеса, но как показали вышеупомянутые примеры в нестабильных условиях можно добиться успеха, который будет вести вперед и только вперед. 

Должны отметить, что кризис как явление априори практически всегда присутствует в рыночной экономике Украины. По словам экспертов, из кризисных ситуаций предприниматели и участники рынка выходят за счет инновационных продуктов и новых решений. 

Вывод: кризис обнуляет давно не работающие и изжившие себя бизнес-лифты, которые складываются в определенный период. Если собраться с силами и попасть  в такую растущую отрасль на пике кризиса, то это вполне станет мощным трамплином и шансом для движения вперед.

Наверное, поэтому стоит не забывать фразу “кризис - точка роста”, чтобы этот период действительно стал временем возможностей. Представим, что вы нашли свою точку роста. Что делать дальше?

Открытые источники

Советы для бизнеса

Много работайте. Кризис - особое время, во время которого нужно приложить много сил, чтобы попасть в правильный поток. Все ваши усилия, приложенные сегодня, окупятся в среднем через год-полтора, а может и раньше, в зависимости от условий.

Соберите команду. Запомните: одному не выжить, в какой ситуации бы ни были и, какой бы многообещающей ни была точка роста. С правильной командой вы сможете осуществить по-настоящему успешные проекты.

Ищите коллаборации. Кризис - удачное время поиска партнеров, которые вполне вероятно останутся с вами надолго. Учитесь договариваться с самыми сложными партнерами и не бойтесь вести переговоры, даже с крупными компаниями.

Соблюдайте этику ведения бизнеса. В каком кризисе бы ни оказались, помните, в долгосрочной перспективе этичный бизнес всегда выигрывает. Бизнесы, которые соблюдают этику абсолютно точно становятся долгоиграющими.

Предугадать во время кризиса всё невозможно, ведь мир обнуляется и меняется, но эти советы точно пригодятся.

Краткий бизнес-прогноз на 2022

Украина начала активно выходить из кризиса уже в уходящем году, но на финишную прямую с коронавирусной историей выйдет в грядущем 2022-м. В подтверждение этому несколько цифр, полученных в результате ежегодного опроса Европейской Бизнес Ассоциации совместно с Nestle.

  • 67% предпринимателей ожидает рост прибыли на 10-20%;
  • 15% директоров компании рассчитывают удержать показатели 2021 года;
  • 83% топ-менеджеров в предвкушении роста своего бизнеса в 2022.

Однозначного ответа на вопрос, каким будет бизнес в Украине в предстоящем 2022 году нет, но прогнозы благоприятные и многообещающие. Одно ясно: доковидная бизнес-парадигма навсегда останется в прошлом.

Стать успешным украинским предпринимателем отнюдь нелегкое дело, но вполне достижимое. В любом случае, успех достигается с опытом, который строится, как на удачном развитии бизнеса, так и его провалах. Главное не перекладывать свои неудачи на внешние обстоятельства: отсутствие начального капитала, законодательство и налоги. Совершенно точно известно, что  успех приходит вместе с инновационным подходом в бизнесе, клиентоориентированностью и стремлением сделать свой продукт еще лучше.

Открытые источники