Впервые за последние два года украинские и иностранные инвесторы настроены оптимистично. По данным Европейской бизнес ассоциации, индекс инвестиционной привлекательности Украины в первом полугодии вырос на 0,31 и составил 2,88 балов из 5 возможных. Это самый высокий показатель за последние четыре года. За все время измерений - с 2008-го - Украина не получала больше 3,4 балла.

Читай также: Китайский фактор: Кому отдадут зерновую корпорацию Украины

Что вызвало рост индекса? Около 22% респондентов Европейской Бизнес Ассоциации считают основным фактором стабильность национальной валюты. С апреля этого года значительных колебаний курса гривны действительно не было. Количество респондентов, которые считают, что в Украине не происходило позитивных изменений, сократилось с 60% до 50%.

Инвесторы не ожидают существенных потрясений для экономики страны до конца этого года. Около 42% ждут улучшения инвестиционного климата в ближайшие шесть месяцев, 28% считают украинский рынок выгодным для новых инвестиций. Но достаточно ли этого для привлечения новых инвесторов?

Читай также: Как продажа госбанков отразится на вкладчиках и экономике Украины - прогноз

ЛИГА.net опросила представителей украинского бизнеса о позитивных и негативных изменениях, которые влияют на инвестиционную привлекательность страны.

Владимир Лавренчук,
глава правления Райффайзен Банка Аваль


Мы видим, что 22% респондентов оценили стабильность национальной валюты и считают это одной из главных позитивных новостей. Это в два раза больше, чем в конце прошлого года. Участники рынка считают, что ситуация стабилизировалась. Но 78% считают, что это не так.

Читай также: Украинскими облэнерго интересуются иностранные инвесторы

В макроэкономическом плане сделано много для стабилизации финансового сектора. Вопрос безопасности и прогнозирования операций на финансовом рынке сейчас уже можно назвать урегулированным и близким к слову “стабильный“. Инфляция в прошлом году составила 43%. Сейчас близится к цифре 7%. Значит показатель инфляции 12% на конец года - реалистичен.

Это позволяет снижать ставки по кредитам и по депозитам. У нас они снизились на 3 п.п. за первый квартал. И мы ожидаем, что и в дальнейшем инфляционное таргетирование будет влиять на снижение кредитных ставок.

42% респондентов ожидают улучшения инвестклимата в ближайшие полгода. Это очень позитивные ожидания. Много позитивного произошло в банковской системе за последние два квартала. Поэтому мы меняем тактику кредитования предприятий из очень-очень осторожной, к осторожно-практивной. Но мы не будем кредитовать экономику, которая не возвращает кредиты, выводит свою прибыль в офшоры и не раскрывает реальных собственников бизнеса.  

Читай также: Возрождению быть: канадский профессор рассказал об аграрном ренессансе в Украине

Тимур Бондарев,
член правления Европейской бизнес ассоциации, Управляющий партнер Arzinger


Основная проблема страны - отсутствие верховенства права. Состояние судебной системы - следствие этой проблемы. Как только решиться этот вопрос, все остальные отпадут. Почему банки не дают кредиты? Должники знают, что могут их не отдавать, и им ниичего за это не будет. Поэтому инвесторы, которые рассматривали Украину, к сожалению, делают выбор в пользу Румынии, Польши, Словакия, России.

Каждый президент заявлял о проведении судебной реформы. Но обещания оставались обещаниями. Нынешний президент, когда вступал в должность, тоже говорил о судебной реформе. Ее пришлось ждать два года.

2 июня наконец был принят закон о судебной реформе. То, что это произошло - очень позитивно. Но его содержание вызывает много вопросов у международных экспертов, бизнеса, и у нас, адвокатов. Остается вопрос независимости судей, имплементации норм. Например, есть хорошая идея создания антикорупционного суда. Это чистая декларация. Механизма имплементации этой нормы нет.

Читай также: Во что вкладывают деньги украинские бизнесмены - исследование

Но мы движемся в правильном направлении. Как только судебная реформа будет реализована, бизнес это увидит, мы увидим возвращение доверия как к государству, так и к банкам.

Александр Лазарев,
сопредседатель таможенного комитета  Европейской бизнес ассоциации, генеральный директор LAMARIN


51% респондентов не видят улучшений в таможенных процедурах. Это означает, что 49% просто смирились с тем, что происходит на таможне.

Мы много лет ждем реальных реформ. У нас не решилась проблема таможенной стоимости. Де-юре уровень налогообложения при пересечении таможни определяет Верховная Рада, де-факто стоимость пересечения границы указывает таможня. Любой таможенник может выставить таможенную стоимость по своему усмотрению. А процедура оспаривания занимает годы.

Читай также: Эксперты озвучили главные риски для украинской экономики

Когда мы говорим, что груз стоит на таможне, это не всегда происходит из-за действия фискальной службы. Есть очень много органов, которые  не способствует международной торговле. Я говорю о нетарифном регулировании - санитарный, ветеринарный, экологический контроль. Минфин предложил хороший принцип единого окна. На первом этапе единое окно не поможет решить проблемы нетарифного регулирования, но вскроет их и задокументирует.

Само таможенное оформление занимает около 4 часов. Прохождение всех сопутствующих органов госконтроля может занимать сутки, двое, неделю. Сейчас  у таможенников остался всего один коррупционный рычаг давления на бизнес - это регулирование таможенной стоимости. У других контролирующих органов  коррупционный  рычаг - очень размытые временные рамки проведения контроля.

Денис Шендрик,
с
опредседатель таможенного комитате Европейской бизнес ассоциации, руководитель группы по вопросам таможенного регулювання PwC Ukraine

Сейчас внешняя торговля уже развивается. Бизнес адаптировался к проблемам, валютным потрясениям и начал налаживать новые отношения в рамках ассоциации.

Читай также: Сорос вернулся на биржу и инвестирует в золото - СМИ

Проблема с таможенной стоимостью уходит на второй план. Но проблема серого/черного импорта, о чем говорят импортеры бытовой техники, не решена. Из хорошего - это видеофиксация работы таможенного инспектора.

В других контролирующих органах при таможне проведены реформы ради реформ, которые негативно влияют на бизнес. Например, сборы на лабораторные исследования выросли в десятки раз. Это показатель того, что не только таможня устанавливает правила прохождения границы. Есть санитарные, ветеринарные, экологические службы которые работают неудовлетворительно Изменение их работы должно быть приоритетом №1.

Татьяна Писаная
Александра Некращук