3 ноября группы “вкладчиков” банка обанкротившегося банка “Михайловский” по странному стечению обстоятельств сперва попикетировали здание Нацбанка, а затем попробовали заблокировать движение по Крещатику, подсвечивая себе файерами и дымовыми шашками. Тремя днями ранее стало известно, что суд наложил арест на деньги и имущество собственника двух крупных банков-банкротов(VAB и “Финансовая инициатива”) Олега Бахматюка. Это то, что видно извне, а что происходит на самом деле?
На самом деле идет жесточайшая драка экс-собственников обанкроченных банков за возможность не возвращать Нацбанку и Фонду гарантирования десятки миллиардов гривен, перекачанные из упавших банков в бизнесы их собственников и за рубеж. В этом и состоит схема обогащения: собрать с населения на депозиты в свои карманные банки максимум возможного, перегнать собранные ресурсы в свои нефинансовые бизнесы и за кордон. А долги за них должно возвращать государство.
Чтобы проще было удержать в руках выведенные капиталы сгодится все: и депутатские мандаты(Жеваго и Климов), и жесткая анти-Нацбанковская PR-кампания.
Но вернемся к цифрам: на троих владельцы банков VAB и “Финансовая инициатива”(Олег Бахматюк), а также “Финансы и кредит”(Константин Жеваго) и “Имэксбанк”(Леонид Климов) должны без какой-то мелочи 50 миллиардов гривен. Что почти равно, например, бюджету министерства обороны за 2016 год.
Чемпионом является Олег Бахматюк – он должен в общей сложности почти 22 миллиарда гривен по кредитам, которыми Нацбанк поддерживал его банки до введения временной администрации, а также по тем выплатам, которые сделал Фонд гарантирования вкладчикам банков VAB и “Финансовая инициатива”. За ним занимает малопочетное второе место владелец рудников, фармбизнесов и дорогих игрушек Константин Жеваго – его “Финансы и Кредит” задолжал НБУ и ФГВФЛ 17,5 млрд грн. Банк Леонида Климова “Имэксбанк” - 8,1 млрд грн.
Достаточно сравнить 1,2 млрд грн, арестованные у Бахматюка с долгом его банков в 27 млрд грн, чтобы понять силу, с которой владелец обескровленных банков сопротивляется возвращению денег их законным собственникам. В украинских судах уже второй год идет рассмотрение дел, при помощи которых “ручные” фирмы Бахматюка блокируют работу Фонда гарантирования по реализации тех активов, которые удалось буквально “схватить” за хвост. Например, очередное судебное заседание запланировано на декабрь 2016 года – оспаривается ликвидация “Финансовой инициативы”, как следствие, блокируется работа ФГВФЛ с активами этого банка.
И это не просто затягивание времени – с течением месяцев активы имеют привычку “таять”.
Как это происходит на практике – хорошо видно на примере банка VAB: как раз в ноябре ровно два года с введения в него временной администрации. Казалось бы, за это время можно было вернуть очень много денег, продать активы, но увы. По имеющимся данным, за это время поступления от погашения кредитов и продажи имущества банка VAB составили 1,1 млрд.грн. В то время, как на банке висит долг в 10,2 млрд грн перед налогоплательщиками: 7,1 млрд. грн. гарантий по депозитам(ФГВФЛ) и 3,1 млрд.грн. не возвращенных кредитов рефинансирования(НБУ). Итого до сих пор невозмещенный убыток составляет около 9,1 млрд.грн. Удастся ли что-то выжать в процессе работы с тем, что осталось от активов VAB – будет самым прямым образом зависеть от сопротивления собственника, как и в случае с “Финансовой инициативой”.
Наивно думать, что зависшие в банках деньги налогоплательщиков и банковских клиентов “корова языком слизала”. Они могли отчасти растаять на тех предприятиях-заемщиках, что оказались в зоне АТО, например. Но лишь очень и очень отчасти. В банках Бахматюка действовала система перекачки собираемых у населения средств в бизнесы собственников банков: на “родных” предприятиях-заемщиках висит около 31 млрд грн задолженности по кредитам. Отчасти там есть кредиты с хорошим обеспечением. Но подавляющее большинство, судя по результатам ликвидации того же VAB – заведомо невозвратные, перетекшие навсегда в бизнесы Бахматюка.
Из всех упомянутых банков накануне их банкротства выводились деньги в колоссальных объемах. Напомним, что за Климовым висели долги на 4,9 млрд грн. Что из этого Нацбанку удалось вернуть? Чуть более 309 млн грн НБУ отсудил в марте 2016 года – с большим трудом. Деньги выводились в офшоры не для того, чтобы их можно было вернуть – например, из вынесенных в начале 2016 года решений Печерского суда стало известно, что на счета разнообразных офшоров бодро ушло только по трем эпизодам около 36 млн долларов – без малого миллиард гривен по текущему курсу.
В целом же на бизнесах Климова числится 10,2 млрд грн кредитов, выданных “Имэксбанком”. Драка за их невозвращение – в самом разгаре.
Например, интересный факт выяснился в ходе декларирования доходов народного депутата(фракция “Видродження”) Леонида Климова: в его е-декларации отсутствуют в разделе “обязательства” сведения о финансовом поручительстве на сумму 300 млн грн по кредиту рефинансирования, предоставленному “Имэксбанку” со стороны НБУ. Хотя удивляться нечему – Климов это обязательство старательно оспаривает в судах.
Еще больше вывели из банка “Финансы и кредит” - там против должностных лиц банка было открыто расследование по поводу “нецелевого использования” предоставленных Нацбанком средств на сумму 5 млрд грн. Под личное финансовое поручительство собственника Константина Жеваго НБУ прокредитовал банк на сумму 1,45 млрд грн. С момента банкротства банка прошел год с лишним – Жеваго даже эти деньги не возвращает, защищаемый депутатским мандатом и офшорами, куда заведены права собственности Жеваго на украинские шахты, фармзаводы, а также много чего еще. Более того, он расширяет свою империю, очевидно за выведенные с банка деньги, покупая новые заводы за рубежом.
На бизнесах Жеваго числятся около 22 млрд грн кредитов. Судя по происходящему их невозвращению, там же эти деньги и останутся – если ФГВФЛ и НБУ не получат внятной и однозначной поддержки со стороны компетентных органов.