У нас перезагрузка налогового ведомства случилась с заменой начальника, а перед тем – министерства финансов. Хороший повод подвергнуть ревизии скандальный законопроект 1210, больше известный как "закон о фискальном терроре".
На подписи Президента с середины февраля лежит скандально известный законопроект 1210, больше известный как "закон о налоговом терроре". К огромному счастью, он до сих пор не подписан, тем более, что внедряемые им нормы не присутствуют в списке согласованных с МВФ предварительных условий. К величайшему нашему везению, его не успели ввести до старта коронавирусного кризиса. Не сомневаюсь, что начни он действовать, последствия для экономики были бы покруче карантинных.
Читай также: Министр финансов объяснил, грозит ли Украине дефолт
Тут ведь какая штука: снимать введенные законопроектом 1210 ограничения и ужесточения все равно придется. Ради реанимации экономики. Только сейчас его можно не ввести в действие и получить огромные рейтинговые плюшки. А если ввести, но потом отменять – никаких рейтинговых плюшек, сплошные потери. Ну и да, экономика успеет спикировать благодаря закручиванию фискальных гаек.
Этот пакет фискально-террористических норм с осени 2019 года подвергался жесточайшей критике со стороны бизнеса – от мельчайшего до самого крупного. Не без того, что с нелегальным выводом капиталов нужно бороться, но точно не путем удушения. Ну а поднимать ставки налогов в условиях обвала экономики вследствие коронавирусного глобального экономического кризиса – наихудшая идея из возможных.
Например, руководитель секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский по итогам экспертного обсуждения сформулировал четыре ключевые группы опасных нововведений, предусмотренных законопроектом о фискальном терроре:
Читай также: Кличко объяснил, как город поддержит бизнес
- повышение размера штрафных санкций в два раза (!) и введение новых штрафов, что, в свою очередь, никак кроме дополнительного давления на бизнес не назовешь;
- вводится концепция «виновной ответственности» налогоплательщика, по которой наличие или отсутствие вины при нарушении налогового законодательства определяется налоговым органом, и в зависимости от этого, будет применяться тот или иной размер штрафа;
- повышение в разы ренты на добычу железной руды и акцизного налога на табачные изделия;
- введение беспрецедентных механизмов контроля за отчетностью по контролируемых иностранных компаний, и многие другие негативные для бизнеса инициатив.
Читай также: Нацбанк предложил поддержать страховые компании в карантин
Вопрос: откуда взялись настолько радикальные про-фискальные нормы? Из них совершенно однозначно торчат ушки налогового ведомства – в лучших традициях Николая Яновича. Именно во времена, когда налоговой руководил Азаров, появилась недобрая традиция – когда налоговики сами писали себе законы, а потом продавливали их в Раде. Таким образом ведомство приобретало все больше возможностей для ничем не оправданного давления на бизнес – а Украина катилась вниз во всех возможных рейтингах инвестиционного климата.
Сейчас появился шанс эту недобрую традицию сломать. Экс-главу Сергея Верланова ГНС очень многие называли главным промоутером и даже творцом законопроекта 1210. Как показали события марта и апреля, он не справился с новыми вызовами и был по этой причине отправлен в отставку. Ничего удивительного – "нынешний кризис непохож ни на какой иной и от нас требуются принципиально новые действия", как утверждает директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева. Наверное, есть смысл пересмотреть предложенный Верлановым дизайн перекройки налогового законодательства – тот самый №1210. Перезагрузка так перезагрузка. У бизнес-ассоциаций, насколько знаю, уже готовы подготовленные экспертами конкретные предложения по этой самой перезагрузке.
Читайте Деньги.ua в Telegram и Facebook