Мораторий от частных иностранных держателей украинских облигаций, включая Amundi, французскую управляющую компанию по управлению активами, и американскую Pimco истекает 1 августа. Если его не продлят или не спишут, то это может угрожать Украине дефолтом.
Об этом пишет The Economist.
Издание отмечает, что у Украины есть месяц, чтобы избежать дефолта. Несмотря на то, что МВФ хочет, чтобы украинский Минфин договорился о списании долга, эта сделка кажется маловероятной в отведенное время.
Сообщается, что если Украина объявит дефолт, это будет свидетельствовать о тревожном недоверии частных инвесторов к обязательствам Запада. В долгосрочной перспективе это может означать катастрофу для восстановления нашей страны.
Читай также: В Минфине показали, в каких странах покупают ОВГЗ Украины
«Мало кто проводит реструктуризацию долга в разгар войны. Страны делают это, чтобы обеспечить себе доступ к финансовым рынкам, что требует управляемых долгов. Быстрая реструктуризация занимает месяцы, сложная — годы — кредиторы никогда не горят желанием отказываться от претензий. Но Украина была отрезана от рынков капитала с начала войны, что означает, что нет особой срочности в разбирательствах. В июне г-н Марченко предложил кредиторам сделку, которая сократила 60% от текущей стоимости ее долгов. Кредиторы хладнокровно ответили, что, по их мнению, 22% было бы более разумным», – пишет издание.
Кроме того, Украина отчаянно нуждается в фискальном пространстве. К концу года ее отношение долга к ВВП приблизится к 94%, а суммы, которые предоставляют союзники, впечатляют, но они поступают в виде артиллерии, танков и целевых фондов, а не наличных. Только $8 млрд из недавнего пакета Америки пойдут напрямую правительству Украины, сумма, эквивалентная чуть более четверти годовых расходов Украины на социальные пособия, и даже это в форме кредита. ЕС планирует предложить немного больше, но все равно всего $38 млрд за три года.
Сообщается, что хотя отсрочка, которую хочет Украина, скромна — $12 млрд с 2024 по 2027 год, — у страны нет свободных денег которые нужно выложить. При отсутствии сделки у Украины есть два варианта. Один из них — договориться о продлении заморозки обслуживания долга, как она уже сделала с официальными кредиторами, которые откажутся от платежей до 2027 года. Другой — объявить дефолт. Это может показаться радикальным, но на самом деле между сценариями нет большой разницы. В любом случае украинские платежи не возобновятся.
«Хотя союзники и МВФ утверждают, что реструктуризация сейчас позволит Украине снова выйти на финансовые рынки, как только закончится война и ее союзники простят долги, инвесторы не убеждены, что такой день когда-либо наступит. Скорее, они считают, что реструктуризация станет первой из многих попыток союзников Украины переложить финансовое бремя войны и стоимость восстановления с правительств на частный сектор», – резюмирует издание.
Ранее мы писали о том, что частные иностранные кредиторы хотят, чтобы Украина начала платить по долгам в 2025 году, а непогашенные еврооблигации нашей страны оцениваются в $20 млрд.