Как поступить, если банк при оформлении платежной карты не заключил договор и даже не ознакомил с тарифами на обслуживание, ограничившись лишь заявлением-анкетой на выпуск карты?

Законодательством не предусмотрен типовой договор для открытия и обслуживания карточного счета в банке. Но в п. 6.3 Закона "О банках и банковской деятельности" указано, что условия открытия счета и особенности его функционирования предусматриваются в договоре, заключаемом между банком и его клиентом. Также в инструкции НБУ "О порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах" (№492 от 12.11.2003) говорится, что договор банковского счета и договор банковского вклада заключаются в письменной форме. Один экземпляр договора хранится в банке, а второй банк обязан предоставить клиенту под подпись.

Также при открытии текущего счета с ограниченными режимами их использования, к которым относятся карточные счета, финучреждение обязательно должно предоставить информацию о режиме использования счета. Поэтому банк, по сути, нарушил все вышеперечисленные нормы, в том числе, и ст. 15 Закона "О защите прав потребителей", согласно которой потребитель имеет право на получение необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о продукции, в том числе о цене (тарифе), условиях и правилах приобретения. Таким образом, действия банка попадают еще и под нечестную предпринимательскую деятельность, а клиент рискует тем, что ему в любой момент могут изменить условия обслуживания карты, о которых он знать не знал и на которые не соглашался. Выход есть: клиенту необходимо письменно обратится в банк с просьбой предоставить условия обслуживания карты: срок действия, тарифы, порядок прекращения, расторжения договора и закрытия карточного счета. Плюс ко всему, можно обратиться в суд с требованием о возмещении ущерба, нанесенного банком, использующим нечестную предпринимательскую практику. НБУ в данном случае не вмешивается и сам рекомендует обращаться в суд, хотя жалобу на действия банка туда также следует направить.

Ответ подготовил управляющий партнер юркомпании "Ольга Демченко и партнеры" Ростислав Кравец.

По материалам //