-- Карманные деньги однозначно можно считать одним из самых лучших инструментов для обучения детей и подростков обращению с деньгами. При умелом подходе родители могут с помощью карманных денег помочь детям освоить планирование расходов и их учет, познакомить с принципами накопления и инвестирования. В конечном итоге -- помочь настроиться на правильное отношение к деньгам.
Думаю, что сейчас просто не стоит вопрос -- давать карманные деньги или нет. Родители, отказывающие своим детям в карманных деньгах, могут воспитать человека, абсолютно неприспособленного к денежным взаимоотношениям.

Например, желая не допустить покупку сыном сигарет, мать решила не давать ему деньги вообще. Для того чтобы ребенок все же мог питаться в школьной столовой, родительница договорилась, что будет в конце каждой недели оплачивать все съеденное ее сыном. Каково же было ее удивление, когда сотрудники столовой сообщили ей, что ограничение не сработало -- чадо ежедневно подкармливало друзей в столовой, а взамен угощалось у них сигаретами.

Давать деньги нужно, но делать это необходимо системно. На мой взгляд, начинать знакомство с деньгами надо в самом раннем детстве. Детям с 2 до 5 лет стоит преподносить знания о деньгах в форме игры. Поиграйте вместе в магазин -- изготовьте кассу, товары и деньги вместе из цветной бумаги, фольги и коробок, объясняя по ходу номиналы банкнот и монет. Можно использовать деньги в других играх вашего ребенка: снабдите его любимые составы товарными и пассажирскими вагонами, организуйте оплату доставки товаров и пассажиров.

По достижении 5 лет ребенок вполне готов попробовать сделать свою первую настоящую покупку в магазине под присмотром родителей. В этот период стоит иногда устраивать совместные походы в магазин, предварительно обсуждая список покупок и их стоимость. Во время таких походов выделите ребенку небольшую сумму, чтобы он смог сам купить себе желанную сладость.

Когда ребенок идет в школу, необходимость в карманных деньгах для него становится насущной. Поэтому именно с 7 лет разумно начать ежедневно давать ребенку определенную сумму на текущие карманные расходы. Я рекомендую, чтобы сумма карманных расходов всегда немножко превышала размер обязательных расходов ребенка (транспорт, питание и пр.), давая ему возможность по-своему распорядиться излишком.

С возрастом необходимо постепенно увеличивать как сумму, выдаваемую чаду, так и период времени, на который она выдается. Ребенок 9--10 лет уже легко сможет правильно распорядиться суммой, выдаваемой не ежедневно, а еженедельно и даже раз в две недели. Тинейджер в возрасте 11--12 и старше должен научиться рассчитывать бюджет на месяц.

Определяя очередной лимит карманных денег, есть смысл обсудить с ребенком, какие обязательные расходы включены в их состав, а что он может потратить на свое усмотрение. Нежелательно требовать от ребенка отчета о том, куда и как им тратятся деньги. В то же время, если денег по какой-то причине не хватило, было бы правильно проявить стойкость, не выделяя дополнительных средств.

Точно не стоит использовать деньги как способ оштрафовать ребенка -- "штрафные санкции" могут придать теме личных финансов отрицательный окрас. Не стоит также вознаграждать деньгами помощь по дому и учебу -- здесь необходимо подчеркнуть, что ребенок учится в первую очередь для себя, а его помощь в домашних делах -- его вклад как члена семьи.

А вот желание ребенка заработать дополнительные деньги надо бы поддерживать -- давать ему оплачиваемые поручения, подсказывать в выборе приработка.

Мне лично очень нравится идея вовлекать ребенка в планирование и реализацию семейного бюджета. Например, можно возложить на него обязанность по ежедневной покупке хлеба и ежемесячному приобретению, допустим, шампуня. Можно договориться о его участии в распоряжении семейными финансами и для этой цели вместе с деньгами на карманные расходы выдавать дополнительную сумму. В таком случае не стоит "страховать" ребенка -- он должен осознать негативные последствия своих возможных ошибок и проступков.

И, конечно, надо помнить, что положительный пример родителей -- лучшая школа.