Не прошло и полгода («Деньги» в феврале писали о возможном введении специальных пошлин на импортные авто), как тема дорожающих иномарок снова стала горячей. Ведь министр экономического развития и торговли Петр Порошенко заявил, что Межведомственная комиссия по международной торговле приняла решение о введении спецпошлин на импорт автомобилей с двигателями объемом от 1 до 2,2 л. Правда, когда вступит в действие это решение, официальные источники пока молчат. «Решение комиссией принято, но сейчас проводятся соответствующие консультации с нашими крупнейшими торговыми партнерами, по завершении которых решение будет оглашено», – сообщил г-н Порошенко. Участники рынка считают, что новые пошлины вступят в силу до середины июля.
Спецпошлина станет дополнительной к ныне действующей 10-%-ной пошлине на ввоз легковых автомобилей. По данным импортеров, «надбавка» составит 6,5% на авто с объемом двигателя от 1,0 до 1,5 л и 16% – на легковушки с двигателями 1,6–2,2 л. Импортеры обеспокоены новостями и готовятся к снижению поставок машин в Украину. «Завозить в Украину автомобили станет невыгодно, потому что их перестанут покупать из-за высокой цены», – уверен координатор по связям с общественностью «Ниссан Мотор Украина» Владимир Иванов.
По оценкам экспертов, запасов авто по старой цене на украинских складах импортеров хватит максимум на полгода. А затем будут происходить поставки по новым ценам. «Под спецпошлины попадут автомобили с объемом двигателя от 1 до 2,2 л, а это – 86% продаваемых в Украине новых автомобилей. К примеру, у бренда Citroёn – это по сути весь модельный ряд, кроме компактного малыша С1 и грузовых моделей. Средняя цена на автомобили Citroёn – 20 тыс. долл. США. При введении спецпошлин цена автомобиля в среднем подорожает на 10%», – констатирует директор представительства «Ситроен Украина» Лоик Сибрак. Повышение пошлин коснется не всех иномарок, ведь в Украине производится сборка таких автомобилей, как Skoda, Chevrolet, Chery, Kia, Hyundai, Geely. Однако вслед за дорожающими иномарками вполне могут вырасти цены на произведенные в Украине машины. «Однозначно, цены на украинские автомобили повысятся. Пусть сейчас украинцев будут уверять, что это не так. Если на иномарки принудительно заставят поднять цены на 20%, то, если украинские авто подорожают на 10%, этого никто не заметит», – считает Владимир Иванов.
Еще одним риском, связанным с введением спецпошлин, является дефицит определенных марок и моделей. Ведь решение об объеме поставок в страну принимает конкретный производитель, ориентируясь на результаты продаж, которые из-за возможного скачка цен могут упасть в два-три раза. «Все дело в том, что в Украине сегодня нет отечественных импортеров. На нашем рынке работают только представительства зарубежных автозаводов. И решает, ввозить или не ввозить машины по поднявшимся пошлинам, не украинский глава представительства, а дядя в Берлине. А зачем ему рисковать и завозить к нам машины по большим пошлинам, которые могут и не продаться?», – рассуждает генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко.
Как изменится цена автомобиля после введения пошлин*
Модель, объем двигателя | Цены сейчас, тыс. долл. | Цена после введения пошлины, тыс. долл.* |
Audi A4 (1,8 л) | 35,2–39,1 | 40,8–45,4 |
VW Polo (1,4 л) | 16–22 | 17–23,5 |
Renault Logan (1,4 л) | 11–13 | 11,7–13,8 |
CITROËN С4 (1,6 л) | 18–19,5 | 20,9–22,6 |
Nissan Tiida (1,6 л) | 18–23 | 20,9–26,7 |
Toyota Corolla (1,6 л) | 19–26 | 22–30,2 |
Ford Focus (1,6 л) | 18,5–25,5 | 21,5–29,6 |
Opel Astra (1,6 л) | 16–39 | 18,6–45,3 |
Honda Civic (1,8 л) | 24–28,5 | 27,9–33 |
Mitsubishi Lancer (2,0 л) | 21,5–26 | 25–30,2 |
Mazda 6 (2,0 л) | 29,5–34 | 34,2–39,5 |
* При условии повышения пошлины на авто с объемом двигателя с 1,0 до 1,5 на 6,5% и с 1,6 до 2,2 – на 16%.