Нам нужно привыкать к гибкости курса гривны. Договоренности с МВФ и здравый смысл рано или поздно приведут к тому, что колебания на пару процентов туда или сюда станут нормой. И, соответственно, перестанут вызывать истерику у «леммингов» – так обычно называют пугливых обывателей, которые мчатся к обменникам при малейшем шорохе.
Наличный курс гривны с начала 2012 года гулял в коридоре 8,02–8,29 грн./долл. Разница – 3,4%.
Евро гулял в коридоре 1,2089–1,3576 долларов/евро (данные ЕЦБ). Разница – 12,3%. То есть в Украине коридор оказался почти вчетверо уже. Да, НБУ предпринимал активные меры по стабилизации курса, использовал резервы, увещевал банкиров. Но, так или иначе, -1% за месяц – точно не повод бегать по обменкам и скупать валюту на последние гривны.
Слухом недели можно назвать разговоры о введении налогообложения по операциям продажи наличной валюты. Кто бы и что ни рассказывал о «15%, которые будем платить при продаже долларов», я не верю в перспективу введения такой меры. Потому что здравый смысл побеждает в конце концов. На минуточку попробуем вообразить применение подоходного налога к суммам, полученным за проданные физлицом доллары и евро. Во-первых, это непросто сделать технически. Да, можно придумать схему с предъявлением справки о налоговом коде и много чего еще. Но проблем будет больше, чем пользы для того же курса. Во-вторых, слишком очевидна реакция рынка, чтобы попробовать эти схемы реализовать. Банальный валютообмен в этом случае непременно уйдет в тень. А значит, на него нельзя будет влиять никак. И какой тогда от такой меры прок?
Так ли страшна девальвация? Если она умеренная и управляемая – она стимулирует экономику вроде украинской. Ради экономического роста рано или поздно от жесткой привязки курса гривны к доллару придется отказаться. В ближайшие дни мы увидим проект закона о госбюджете на 2013 год. В нем будут многие ответы на нынешние вопросы. В том числе и на вопрос о курсе гривны в будущем году.
Искренне Ваш, Александр Крамаренко, главред «Денег»