Отзыв опального законопроекта о введении 15% сбора с продажи валюты отнюдь не означает, что его инициаторы отказались от этой идеи. Как объяснили представители Нацбанка, автор законопроекта (Виталий Хомутынник, глава комитета по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики – авт.) просто принял решение его доработать.

Однако, рассчитывать на то, что ставка сбора может быть снижена, не стоит. «Цифра 15% возникла не случайно. Это аналог 15% подоходного налога. Человек при продаже валюты получает доход от валютообменной операции, а значит должен заплатить с него налог», - объяснил на встрече с журналистами замглавы НБУ Валерий Прохоренко.

Напомним, в отозванном законопроекте в качестве объекта налогообложения называлась сумма, вырученная при продаже валюты частным лицом банку. Избежать налога можно будет(если законопроект примут в той версии, что уже обнародована) в трех случаях: при получении валютного перевода из-за рубежа (в сумме до 150 тыс. грн., экв.), при снятии валютного вклада, который находился в банке более 30 дней, при продаже валютных облигаций.

Мы не намерены рассматривать всерьез те лукавые заявления, в которых чиновники ссылаются на необходимость борьбы с «серой зарплатой» и «валютными спекулянтами». Потому что подобные высказывания – далеко за пределами здравого смысла.

В значительно большей мере нас интересуют реальные мотивы и возможные последствия.

Реальных мотивов просматривается ровно три.

Первый мотив: испугать мелких держателей валюты и сбить ажиотажный спрос на нее, если удастся – развернуть тренд. Поставленная задача практически решена – к концу минувшей недели курс гривны к доллару вернулся к доистеричному уровню 8,14\8,17. Правда банкиры не под диктофон рассказывают, что если 19-23 ноября отношение продажи долларов населением к покупке их выглядело как 2:1(физлицабольше сдавали, чем покупали), то в последние дни ноября тренд развернулся к более привычному для второй половины 2012 года отношению 1:1,5(физлица несколько больше покупают, чем продают).

Второй мотив: пополнить Пенсионный фонд. Судя по прогнозам, в случае принятия закона в указанном виде, данная задача решена не будет. Причина очевидна(см ниже): заведомо неразумные налоги обычно никто не платит, несмотря на угрозу репрессий.

Третий мотив: вовлечь «подматрасные» валютные запасы в банковский оборот. Зачем банкам нужно такое количество валюты, если они в долларах и евро кредитуют только экспортеров, и то – по очень большим праздникам? А все просто: валюта нужна, чтобы отдавать валютные займы иностранным кредиторам и обеспечивать вывод капитала иностранными инвесторами. Говорите, что такое использование валюты подорвет устойчивость банковской системы? Возможно, но это будет не совсем сейчас.

Пока закон не принят, эксперты и многие высшие чиновники жестко критикуют «идею о 15%».  «Человек будет считать: заплатить 15% налога или пойти к теневому меняле. Мы понимаем позицию НБУ, но считаем, что данная инициатива принесет пользу только в комбинации с мерами по борьбе с теневым рынком», - считает директор департамента расчетных и кредитных операций Альфа-Банка Татьяна Гринь.   

Против «валютного налога» высказались, в частности, вице-премьер Сергей Тигипко, министр экономического развития Петр Порошенко, первый замглавы администрации Президента Ирина Акимова.

Следующее голосование по «законопроекту о 15%» может состояться 4 декабря. На дату сдачи номера в печать, доработанный вариант законопроекта зарегистрирован не был. 

Сергей Тигипко, вице-премьер министр Украины: «Ни к чему хорошему это не приведет, а только усилит теневой рынок» 

Ирина Акимова, первый замглавы администрации Президента: «Административные меры не являются инструментом, который может решать проблемы экономики страны»

Петр Порошенко, министр экономического развития и торговли Украины: «Это несет угрозу тенизации значительной части рынка и снижения конкурентоспособности украинской экономики»

Сергей Арбузов, глава НБУ: «Этот закон, я настаиваю, будет хорошо защищать интересы людей»