Встреча с гаишником – стресс для любого водителя, как сообщает Журнал «Деньги», номер от 15 августа 2013 года уже в продаже. Поэтому большинство неопытных автовладельцев с готовностью выбегают на встречу инспектору, предварительно положив в документы 50–100 грн. Они уверены, что ребята с жезлами всемогущи и могут устроить серьезные проблемы, даже если никакого нарушения не было. Поэтому предпочитают задобрить их соответствующим количеством дензнаков сразу, не вникая в суть дела. И это основная ошибка. На самом деле, сотрудники ГАИ такие же обычные люди, как и все мы. Ну, может, психологи из них чуть лучше. Ведь они «на глаз» определяют водителей, которых можно «развести» на взятку. При этом их деятельность регулируется определенными нормативными актами, в рамках которых они обязаны действовать. И если на пути им встречается водитель, знающий свои права, они предпочитают отпустить его с миром.

Начнем с того, что водитель не обязан выходить из автомобиля, если его остановил инспектор ГАИ. Правильным будет дождаться инспектора в своей машине, открыв окно для общения. Инспектор должен представиться и сообщить причину остановки автомобиля. Здесь стоит отметить, что остановить машину «просто так» или «для проверки документов» инспектор не имеет права. Должна быть реальная причина, к примеру, нарушение ПДД. Чтобы скрыть отсутствие причины для остановки авто, сотрудники автоинспекции ссылаются на то, что пришла ориентировка об угоне, и машину остановили для проверки. В этом случае можно попросить показать эту ориентировку, чтобы убедиться, что Ваш автомобиль подходит под описание. Как правило, ее нет, поэтому инспектор начинает заминать тему, проверяет документы и желает счастливого пути.

В последнее время гаишники стали изобретательнее и хорошо выучили фразу «характер движения Вашего автомобиля вызывает подозрения в способности водителя управлять транспортным средством». Это вполне законная причина, поэтому в данном случае возразить нечего.

После того как инспектор представился и сообщил причину остановки автомобиля, он, как правило, просит предъявить документы. Здесь ключевое слово «предъявить», то есть не надо отдавать права и техпаспорт инспектору в руки. Раньше в ПДД была такая формулировка: «водитель обязан остановиться по требованию инспектора ГАИ и передать ему документы для проверки». В последней редакции Правил слово «передать» было заменено на «предъявить», то есть просто показать, не более. Иногда инспектор начинает настаивать на передаче прав, мол, ему плохо видно, он не рассмотрел фамилию и т. д. Но это не более чем уловка, ведь Ваши права в руках сотрудника ГАИ – это дополнительный инструмент для психологического давления.

Если автомобиль остановили с формулировкой «подозрительный характер движения», инспектор обычно предлагает водителю «подышать в трубочку». Казалось бы, если водитель уверен в том, что «не употреблял», опасаться нечего. Но на самом деле предприимчивые сотрудники ГАИ могут легко «развести» неопытного водителя подсунув ему уже использованную трубку, которая, естественно, покажет наличие алкоголя. Поэтому если уж дышать, то проверить, чтобы аппликатор был новый и распечатан при Вас. Но можно и отказаться, заявив, что готовы ехать на медэкспертизу. Для этого инспектору придется найти двух понятых и отвезти Вас в медучреждение. Поверьте, ему это абсолютно неинтересно. Ведь он потратит время, за которое может заработать на более доверчивых участниках дорожного движения.

Но даже если инспектор уже начинает составлять протокол – не надо суетиться и тыкать ему взятку. Штраф всегда можно оспорить в суде. У меня лично было три суда с ГАИ, и еще в трех делах я помог друзьям оспорить наложение штрафа. Все шесть дел были выиграны.

Как выиграть суд? Все довольно просто – подготовьте внятную аргументацию. К примеру, показания прибора фиксации скорости были искажены погодными условиями – туман, дождь. Или инспектор измерял скорость в ручном режиме.

Все вышеизложенное касается только тех ситуаций, когда водитель не является грубым нарушителем ПДД. В дороге очень важно соблюдать принятые правила дорожного движения. Они придуманы не для того, чтобы осложнить нам жизнь, а для того, чтобы сделать дорожное движение безопасным. 

Журнал Деньги