На международном финансовом рынке исторически сложилось так, что, благодаря положению мировой оффшорной зоны, Кипр ассоциировался у бизнесменов с зоной комфорта для сохранения финансовых средств, как сообщает Журнал «Деньги», номер от 29 августа 2013 года уже в продаже. А чудесная природа и мягкий курортный климат оказывали настолько сильное успокаивающее психологическое воздействие на вкладчиков кипрских банков, что вся «черность» или «серость» честно (или не совсем честно) заработанных капиталов растворялась на фоне морских пейзажей в лучах восходящего солнца. По неофициальным данным, на 2012–2013 год общий объем вкладов украинских и российских бизнесменов оценивался в 8,3 млрд. евро. Такого эффекта роста привлеченного частного банковского капитала не удалось добиться даже Швейцарии, которая гордится идеальной банковской системой и реально действующей банковской тайной. Но 16 марта 2013 года над финансовым раем Кипра нависла черная туча…
Представьте, что есть две стороны процесса – банк и бизнесмен, которые заключают между собой двусторонний договор. Бизнесмен, подписав договор, взял обязательства по размещению своих средств в данном банке. Банк, в свою очередь, использует вложенные средства по своему назначению. Но в один прекрасный день третье лицо, будь то Еврокомиссия, Европарламент или правительство Кипра, включается в двусторонние экономические отношения банка и бизнесмена. Более того, вторгается без предупреждения!
Договор не разрывается, но фактически коренным образом меняется процентное соотношение, возникает какая-то налоговая ставка. Иными словами, банк обманывает клиента, так как фактически меняет договорные условия. Сразу же возникает логичный вопрос: нарушение прав бизнесмена как экономического субъекта является нарушением прав человека?
Кипр – член Евросоюза. Получается, что в исторически стабильной европейской системе, с ее принципами демократии, стабильного законодательства, сложившейся юридической и правовой системой, вдруг происходит коллапс в отношении системы «банк – клиент». Вкладчики в один момент стали не просто жертвами решения Еврокомиссии, но и заложниками «европейской демократии».
Фактически Кипр нажал виртуальную кнопку – и банки с деньгами за крылись. 16 марта правительством Кипра была произведена блокировка средств на депозитных счетах, и вкладчикам дали всего лишь 75 дней для формирования каких-либо претензий. Ко 2 июля сформировался реестр претензий с требованием разблокировать счета общей численностью около 5000, которые 11 июля попали на рассмотрение в Верховный суд Кипра, при этом они прошли уже две необходимые начальные инстанции. Чтобы растянуть процесс и отсрочить время подачи исков в суд по правам человека, Верховный суд Кипра вернул дела на повторное рассмотрение. Но принципиально это ничего не изменит, так как в Страсбурге не будет оснований в отказе на поданные иски и вынесении вердиктов про выплату компенсаций всем пострадавшим. А это наверняка дефолт бюджета этой маленькой страны.
С моей точки зрения, данная ситуация – патовая, так как после такого беспрецедентного решения Европарламента ни одна европейская страна не может гарантировать выполнения как минимум финансовых договорных обязательств, сохранности банковских вкладов, тайну вкладов.
Я думаю, что правительство Кипра понимает, что фактическое исполнение решений Суда по правам человека приведет к полному краху всей экономической системы Кипра. На данный момент уровень доверия к банкам – не выше нуля, подешевела недвижимость, обесценились ценные бумаги. По статистике, в декабре 2012 года на Кипре открылось около 1300 предприятий, а за период январь – март 2013 было зарегистрировано всего лишь около 200 фирм.
Зато к Кипру проявляют активный интерес китайские бизнесмены, которые за бесценок скупают ценные бумаги, промышленность и недвижимость и тихо, но очень уверенно создают некий оазис китайского бизнеса.
Статьи по теме:
Банки Кипра
//clauses/117081_Bank_Kipra.html
Кипрские проблемы в украинских банках
//clauses/114269_Kiprskie_problemy_v_ukrainskih_bankah.html