Дескать, все претензии к нему. Но что возьмешь с физлица, у которого нет даже законного имущества? Обязан ли банк в этой ситуации нести ответственность за действия своего сотрудника и возместить своим клиентам ущерб от его действий? Игорь, Киев
Согласно ч. 1 ст. 1172 Гражданского кодекса Украины, юрлицо или физлицо обязуются возместить вред, причиненный их сотрудниками при исполнении ими трудовых (служебных) обязанностей. «Поэтому в случае кражи средств работником банка ответственность перед клиентом несет именно банк, а не сотрудник, совершивший преступление. К такому выводу уже неоднократно приходила существующая судебная практика», – объясняет адвокат, старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.
Действительно, сегодня описанный нашим читателем случай редкостью не назовешь. Депозиты вкладчиков воровали во Львовском отделении Укрсоцбанка, Миргородском отделении Райффайзенбанка Аваль. Аналогичные случаи были в банках «Хрещатик» (в Винницкой области) и Имэксбанке (в Киеве). Во всех этих случаях банки отказывались добровольно возмещать средства, украденные их сотрудниками. Поэтому вкладчики были вынуждены искать помощь в судах высшей инстанции.
«В нашей практике добровольное возмещение украденных денег было только в одном из Киевских отделений Сведбанка, когда сотрудница незаконно сняла средства с ряда счетов частных предпринимателей. Тогда банк провел внутреннее расследование, и в течение месяца сам вернул деньги на счета клиентов, а сотрудница была осуждена», – рассказывает Ростислав Кравец.
Поэтому если клиент банка попал в подобную ситуацию, адвокат для начала советует письменно обратиться в банк с требованием вернуть деньги либо произвести соответствующий платеж. «Если банк всячески затягивает возврат средств, необходимо написать заявление в правоохранительные органы о краже денег. А также обратиться в суд с иском о возврате средств и взыскании штрафных санкций за неисполнение условий заключенного договора», – советует Ростислав Кравец.