Во-первых, тарифы на услуги по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий, согласно ч. 2 ст. 14 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах», формируются и утверждаются центральными органами исполнительной власти, нацкомиссиями, регулирующими соответствующие области, и органами местного самоуправления, если у них на то есть полномочия. Следовательно, тарифы в соседних домах не могут отличаться между собой.

Во-вторых, существует так называемый типовой договор о предоставлении услуг по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий (утвержден Кабмином от 20 мая 2009 года № 529). Такого рода договор обслуживающая организация обязуется заключить с каждым собственником квартиры. А вот утвержденный тариф, его структура, периодичность и сроки предоставления услуг станут дополнением к этому договору. К тому же, согласно типовому договору, обслуживающая организация обязуется информировать жильцов о перечне предоставляемых услуг, структуре тарифа, общей сумме месячного платежа, нормах потребления и т. д.

Поэтому для начала жильцам следует найти свой экземпляр такого договора и внимательно ознакомиться с его содержанием. Если договор не был заключен, нужно обратиться в обсуживающую организацию и подписать его. Кроме того, следует отправить письмом с уведомлением (чтобы в будущем использовать его как доказательство) на имя главы обслуживающей организации запрос с просьбой предоставить информацию о перечне предоставляемых услуг, размере и структуре тарифа и подождать ответ на этот запрос. Получив ответ, жильцы смогут сравнить тариф, установленный органом местного самоуправления, с тем, который выставлен им обслуживающей организацией. Также следует изучить структуру тарифа, чтобы исключить оплату несуществующих услуг.

Если будут выявлены несоответствия, необходимо обратиться к главе обслуживающей организации и потребовать прислать представителя для составления и подписания акта-претензии, в котором указать на сроки, виды, показатели нарушений и т. д. Обратите, внимание, что представитель должен явиться не позднее срока, определенного договором. Если он не прибыл вовремя или необоснованно отказывается подписывать претензию, такой акт все равно будет считаться действительным, если на нем будет стоять подпись не менее двух жильцов (достаточно позвать собственника соседней квартиры).

Затем этот акт-претензию потребителя надо подать главе обслуживающей организации, который в течение трех рабочих дней решает вопрос либо о перерасчете платежей, либо выдает жильцам обоснованный письменный отказ в удовлетворении их претензий (данный порядок прописан в ст.18 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах»).

Если же урегулировать конфликт таким образом не удается, жильцы имеют право обратиться в суд и там отстоять свои интересы. Как показывает практика, были прецеденты, когда суд принимал решение в пользу граждан.

Чтобы повлиять на главу обслуживающей организации и привлечь его к ответственности, можно обратиться с жалобой в прокуратуру. Тогда будет проведена проверка, и в случае выявления нарушений, виновных привлекут к уголовной ответственности, например, по факту ненадлежащего исполнения служебных обязанностей.

Если же завышенный тариф установлен именно органами местной власти, жильцам остается согласиться с его оправданностью либо же бороться с тем органом, который его утвердил. Как вариант еще можно создать ОСББ. Но иногда тарифы, установленные ОСББ, могут превышать те, которые определяла местная власть. Поэтому, в случае претензий к ОСББ, алгоритм действий останется аналогичным.

Отвечал партнер юридической фирмы «GORO legal» Дмитрий Овсий

PS Пример решения суда, обязавшего частных ЖЭК пересмотреть тарифы. http://reyestr.court.gov.ua/Review/32314853