Конец 2013 года для страхового рынка отмечен беспрецедентным событием. Национальная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг (Нацкомфинуслуг) ввела временную администрацию сразу в две крупные страховые компании – «Оранту» и УПСК (Украинская пожарно-страховая компания). Соответствующее решение принято 5 декабря 2013 года. Впрочем, решение не было неожиданным, скорее – ожидаемым.
Старые проблемы
При проверке «Оранты» Нацкомфинуслуг установила нарушения. СК было выделено полгода на устранение нарушений и разработан план финансового оздоровления. Однако компания план так и не выполнила, а нарушения не устранила. «В 2013 году только в Нацкомфинуслуг поступило более двух тысяч жалоб на «Оранту» от граждан относительно невыплат по страховым случаям, и это без учета обращений непосредственно в компанию», – говорит председатель Нацкомфинуслуг Борис Визиров. Вывод для страхователей: громко кричать о проблемах сразу после их возникновения.
Если по итогам 2008 года «Оранта» вышла в лидеры украинского рынка по объемам собранных страховых взносов, аккумулировав за год более 1 млрд. грн., то к началу июля 2013-го страховщик скатился на 10-е место. Уровень выплат также упал – с почти 50% в 2009 году до 34% по итогам 1-го полугодия 2013 года. Это не самый лучший показатель для компании, в портфеле которой автострахование занимает более 67%.
Не все гладко и у акционеров «Оранты». Еще в 2010 году Николай Лагун, владевший на тот момент 45% акций страховщика, поссорился с представителями казахского «БТА Банка», также входящего в число собственников «Оранты». А в ноябре 2013-го провалилось первое за два года собрание акционеров: «БТА Банк» отказался одобрить увеличение уставного фонда компании на 250 млн. грн. При этом на начало 2012 года нераспределенный убыток компании составлял около 190 млн. грн. «К началу июля 2013 года убыток вырос до 201 млн. грн. Кроме того, у компании более 4,5 тысячи неурегулированных дел по ОСАГО», – говорит президент группы компаний «Дедал» Ибрагим Габидулин.
В самой компании ситуацию комментируют крайне неохотно. «Основная задача – налаживание платежной дисциплины, мобилизация ликвидных активов компании для обеспечения платежеспособности, страховых резервов и, в первую очередь, выполнение обязательств перед страхователями», – коротко заявил временный администратор НАСК «Оранта» Александр Настасенко.
Только вот гарантий, что временный администратор сможет нормализовать работу компании, нет. Кроме того, существует риск оттока персонала из компании. Например, один из агентов «Оранты» в Днепропетровске сообщил «Деньгам», что сотрудников его филиала уже активно переманивают другие страховщики, предлагая внушительные условия по комиссионным. Если из компании начнут массово уходит продажники, восстановить ее стабильность будет почти невозможно.
Неприятная неожиданность
С УПСК ситуация значительно более запутанная. В Нацкомфинуслуг введение временной администрации объясняют просто – при проведении внеплановой проверки компания предоставила неполную и недостоверную информацию. Поэтому дабы уберечь клиентов страховщика от проблем, его решили взять под контроль.
Несмотря на все старания «Денег», представители УПСК от комментариев уклонились. На первый взгляд, у компании дела идут неплохо: вот уже несколько лет страховщик держится во второй десятке крупнейших компаний и входит в ТОП-5 лидеров «автогражданки». Однако, как говорят участники рынка, близость компании к Управлению пожарной охраны и Госавтоинспекции МВД Украины во многом развязала страховщику руки. «УПСК всегда вела достаточно агрессивную политику, давя на корпоративных клиентов своими связями в «пожарке». Кроме того, демпинговала по ОСАГО. Думаю, кто-то просто не выдержал и пытается повлиять на страховщика через Нацкомфинуслуг. Хотя явных проблем у компании нет», – рассказал «Деньгам» на условиях анонимности руководитель одной из крупных страховых компаний.
Как быть клиентам?
В случае введения временной администрации в страховую компанию, она должна продолжить работу в штатном режиме. То есть, в отличие от банков, которые при ВА замораживают досрочную выплату вкладов, в СК никаких ограничений не вводится. Временный администратор фактически заменяет руководство компании, оценивает ликвидность и все ресурсы направляет на урегулирование страховых случаев. Так что заключенные ранее договора действительны. Также компания обязана осуществлять выплаты по состоявшимся страховым случаям. Правда, надо понимать, что основная цель временного администратора не покрыть как можно больше убытков, а напротив, сэкономить средства компании для восстановления ее финансового здоровья. Поэтому, вполне вероятно, что каждый страховой случай будет рассматриваться буквально под микроскопом в поисках поводов для отказа в выплате.
Действующим клиентам компаний можно посоветовать досрочно расторгнуть договора страхования (если до окончания срока осталось больше половины) и получить откупную сумму. Однако на многое рассчитывать не стоит – компания наверняка вычтет 20–30% от стоимости полиса в качестве оплаты за оформление плюс оплата за фактические дни использования. Если же страховой случай уже произошел, клиенту стоит сосредоточиться на аккуратном сборе документов и доказательств в свою пользу. Сейчас каждая мелочь может стать поводом к отказу в выплате.