Глава МВД Арсен Аваков заявил о том, что совместно с Национальным банком им удалось выявить около полусотни банков, которые занимались обналичиванием. В отношении этих финучреждений правоохранители намерены провести расследование и применить жесткие санкции.

Кто именно вошел в этот список, Аваков не сообщил, равно как и не озвучил критериев, по которым определяли провинившихся. Корреспондентам «Денег» известно несколько десятков таких банков, но до вынесения судебных решений называть их вслух было бы противозаконно. Однако сформировать портрет банка, который грешит полулегальными операциями, не так сложно. Во-первых, как правило, крупные банки «перегоном» средств напрямую не занимаются. Если они и оказывают своим крупным клиентам такие услуги, то проводят их через банки помельче, которые относятся к третьей и четвертой группе – у тех объем активов обычно не превышает 2–3 млрд. грн. Во-вторых, банки-«обнальщики» имеют высокие, подчас даже чрезмерно высокие для масштабов их бизнеса, суммы остатков на счетах – до 0,5–1 млрд. грн. Если брать относительные цифры, то по состоянию на 1 января 2014 года доля денежных средств в активах в среднем по банковской системе составляла 11,7%. У отдельных банков этот показатель достигает 20–30% и даже 45–50%. В-третьих, если слишком большая часть активов размещена в ценных бумагах, это еще один повод для вопросов. В среднем по банковской системе доля таких активов равна около 9%, в то время как у выбранных нами банков в подобном «мусоре» находится до 20–40% ресурсов – сотни миллионов гривен.

На самом деле, инициатива МВД и НБУ по выявлению так называемых «конвертационных центров» вполне разумна. Но важно понимать, что в подавляющем числе случаев обналичивание проводится для выплаты «серых» заработных плат персоналу в реальном секторе. И блокирование таких конвертационных схем приведет к перебоям в поступлении наличных для выплаты зарплат.  И это уже происходит.

Можно что угодно говорить об опасности и вредности для госбюджета зарплат в конвертах, но такова объективная реальность – при диком налоговом давлении платить работникам абсолютно «по-белому» могут очень и очень немногие. Так что налицо колоссальный риск остановки вполне легальных бизнесов, потери рабочих мест. Особенно малых и средних. Что усугубит и без того плачевное состояние украинской экономики.

В такой ситуации начинать надо было со снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. Сейчас, чтобы 1 гривну уплатить сотруднику, приходится около 1 гривны отдать в бюджеты разных уровней – НДС, ЕСВ, подоходный.

Если давление на конвертационные центры будет усиливаться без изменений в части налогообложения, то можно сделать простой вывод: налицо не столько борьба с «обналом», сколько передел рынка соответствующих финансовых услуг. К тому же принудительное закрытие полусотни даже небольших банков – это катализатор системного банковского кризиса. Ведь в сумме их активы составят 100–150 млрд. гривен, что составляет десятую часть всей банковской системы Украины.